Страна - Россия Субъект федерации - Чукотский АО |
Координаты -
Основан - в 1934 году |
Тип климата -
Население - 50 839 человек (2014 г.) Часовой пояс - MSK+8 (UTC+12) |
Чукотский автономный округ расположен на крайнем северо-востоке России. Занимает весь Чукотский полуостров, часть материка и ряд островов (Врангеля, Айон, Ратманова и др).
Омывается Восточно-Сибирским и Чукотским морями Северного Ледовитого океана и Беринговым морем Тихого океана.
На территории округа находятся крайние точки России: восточная точка — остров Ратманова, восточная континентальная точка — мыс Дежнёва. Здесь расположены: самый северный город России — Певек и самый восточный — Анадырь, а также самое восточное постоянное поселение — Уэлен.
Источник: wikipedia.org
Большая часть территории округа расположена за Северным полярным кругом. Поэтому климат здесь суровый, субарктический, на побережьях — морской, во внутренних районах — континентальный. Продолжительность зимы до 10 месяцев.
Средняя температура января от −15 °C до −39 °C, июля от +5 °C до +10 °C. Абсолютный минимум зарегистрирован −61 °С, абсолютный максимум +34 °С. Осадков 200—500 мм в год.
На Чукотке было зарегистрировано множество климатических рекордов: минимум часов солнечного сияния, наименьший для данных широт радиационный баланс, максимум среднегодовой скорости ветра и повторяемости ураганов и штормов в России (мыс Наварин).
Вегетационный период в южной части округа 80—100 дней. Повсеместно распространена вечная мерзлота.
Источник: wikipedia.org
Чукотский национальный округ был образован 10 декабря 1930 года в составе Дальневосточного края на территориях, включающих районы Западной и Восточной тундры, Омолонский район Колымского округа ЯАССР, Чукотский и Анадырский районы Камчатского округа Дальневосточного края. В 1931 году район Западной тундры был передан в состав Якутской АССР (в настоящее время Нижнеколымский район).
При районировании края в октябре-ноябре 1932 года оставлен «в прежних границах как самостоятельный национальный округ, непосредственно подчинённый краю».
22 июля 1934 года ВЦИК постановил включить в состав Камчатской области Чукотский и Корякский национальные округа. Однако такое подчинение носило достаточно формальный характер, поскольку с 1939—1940 годов территория округа находилась в ведении «Дальстроя», осуществлявшего в полной мере административное и хозяйственное управление на подчинённых ему территориях.
С 28 мая 1951 года решением Президиума ВС СССР округ был выделен в непосредственное подчинение Хабаровскому краю.
С 3 декабря 1953 года находился в составе Магаданской области.
В 1980 году после принятия закона РСФСР «Об автономных округах РСФСР» с соответствии с Конституцией СССР 1977 года Чукотский национальный округ стал автономным.
16 июля 1992 года Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области и получил статус субъекта Российской Федерации.
В настоящее время является единственным автономным округом из четырёх, не входящим в состав другого субъекта Российской Федерации.
Источник: wikipedia.org
Чукотка отличается крайне низким уровнем обеспечения транспортом; этому способствуют как очень низкая плотность населения, так и суровые климатические условия (зима до 9 месяцев), что делает строительство дорог очень дорогостоящим и трудоёмким. На данный момент дороги с покрытием присутствуют только в городах и прилегающих к ним посёлках; на всей остальной территории Чукотки используются зимники — дороги без покрытия, на которых движение возможно только зимой по укатанному снегу. Для передвижения используются вездеходы, снегомобили и грузовики повышенной проходимости.
В 2012 году начато строительство федеральной дороги «Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь», которая обеспечит круглогодичную транспортную связь Чукотки с дорожной сетью Дальнего Востока России. В настоящее время на территории Чукотского АО действует федеральная дорога А384 протяженностью 30,5 км от вертолётной площадки города Анадырь до аэропорта в посёлке Угольные Копи, причём ок. 8 км пути проходит непосредственно по льду Анадырского лимана.
Железных дорог на Чукотке нет. Кое-где существуют лишь незначительные узкоколейки на местных предприятиях.
Основные виды транспорта для дальних передвижений — морской и воздушный. Каждый город имеет свой аэропорт. Однако, несмотря на близость Аляски, регулярного воздушного или морского сообщения с ней не существует. Морское сообщение также бывает очень затруднено в период ледостава или ледохода.
Действуют 5 федеральных морских портов Северного морского пути
Довольно интересный и малореальный транспортный проект — Тоннель через Берингов пролив.
Основная авиакомпания Чукотки — Чукотавиа. Действует значительное количество аэродромов.
Источник: wikipedia.org
Основу экономики округа составляет горнодобывающая промышленность. Коренное население занято традиционными видами промысла. По показателю ВРП на душу населения регион уступает лишь нефтедобывающим Тюменской и Сахалинской областям.
Промышленное развитие Чукотка получила в конце 1930-х гг. с организации добычи бурого (шахта Угольная) и каменного (шахта Нагорная) угля, который и поныне продолжает использоваться для собственных нужд региона.
В 1940-х гг. в основном силами заключённых Чукотстройлага началось строительство оловодобывающих приисков, а также уранового рудника Северный, добыча на котором велась до 1953 года.
Новый этап в промышленном освоении региона начался с конца 1950-х гг. с открытием богатых месторождений россыпного золота, для отработки которых были созданы крупные горно-обогатительные комбинаты — Билибинский, Полярнинский, Комсомольский; добычу олова и вольфрама продолжил Иультинский ГОК. Близ многочисленных приисков были основаны рабочие посёлки, население крупнейших из которых — Иультин и Полярный насчитывало свыше 5000 чел.
В 1970-х гг. было открыто и отработано ртутное месторождение Пламенное. Одноимённый посёлок горняков в дальшейшем использовался как перевалбаза оленеводческого хозяйства.
Золотодобыча на территории округа ежегодно возрастала и достигла пика в 1974 году (более 36 т) за счет освоения уникального по запасам Рывеемского месторождения. В последующие годы в связи с истощением россыпных запасов уровень добычи стал постепенно снижаться, до начала 1990-х гг. держался на уровне 15-19 т.
В постсоветское время экономический кризис особенно больно ударил по горной промышленности Чукотки. На предприятиях произошли массовые сокращения работников, в связи с чем большинство населения покинуло территорию округа. Геологоразведочные работы были почти свёрнуты, добыча олова и вольфрама была прекращена. На россыпных месторождениях золота остались работать небольшие старательские артели, общий уровень добычи которых составлял менее 5 т. Все горняцкие посёлки были ликвидированы.
С начала 2000-х гг. интерес к богатым запасам золотосеребрянных коренных месторождений региона проявили иностранные инвесторы. На нескольких участках начались активные работы по их освоению, были созданы вахтовые посёлки. Добыча россыпного золота продолжила снижаться, а рудного стала резко возрастать, и в 2008 году впервые за 20 лет объём производства драгметалла превысил 20 т. Этому способствовало вовлечение в эксплуатацию золотосеребряного месторождения Купол.
За всё время промышленной разработки месторождений Чукотки было получено более 900 т золота, 200 тыс. т олова и 90 тыс. т. трёхокиси вольфрама. Других цветных металлов кроме попутного серебра и ртути здесь ранее не добывалось. Очень перспективным объектом является одно из крупнейших в мире комплексное медное месторождение Песчанка, освоение которого сдерживается неразвитостью транспортной инфраструктуры и большими капитальными вложениями.
Кроме горнодобывающей промышленности остальные отрасли региона развиты слабо (небольшие рыбоперерабатывающие предприятия, предприятия по производству строительных материалов) и служат для удовлетворения местных нужд.
Источник: wikipedia.org