Страна - Россия Субъект федерации - Хакасия |
Координаты -
Основан - в 1675 году |
Тип климата -
Население - 533 025 человек (2013 г.) Часовой пояс - MSK+4 (UTC+8) |
Республика Хакасия расположена в Южной Сибири в левобережной части бассейна Енисея, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины.
Источник: wikipedia.org
Республика Хакасия находится почти в самом центре Азии, между горными массивами Саян и Кузнецкого Алатау. Создание в 60 - 80х годах двух водохранилищ - Красноярского и Саяно-Шушенского смягчило резко-континентальный климат республики, обусловленный ее расположением вдалеке от океанов. Это выражается в малоснежной и холодной зиме, в ранней и ветреной весне, сухом и жарком лете, теплой продолжительной осени. Не случайно бытует название "солнечная Хакасия" действительно, солнечных дней в Хакасии больше, чем в Сочи. Часты суховеи. Основной причиной засушливости климата является влияние горных хребтов, создающих дождевую тень. В Абаканской низине, где самое большое количество солнечных дней, вызревают арбузы и абрикосы, груши и даже виноград. Тем не менее, Хакасия - зона не просто рискованного, а, как здесь в шутку говорят, авантюрного земледелия. Сильные ветры характерны для весеннего периода, нередко они приводят к возникновению пыльных бурь. Открытость территории с севера способствует проникновению арктического воздуха.
Источник: wikipedia.org
Первое государство на территории южной Сибири возникло в IV—III веках до н. э. Древнекитайские летописи называли его создателей народ «динлины» (кит. 丁零), а государство — «Динлин-го» (丁零国).
Около 201 года до н. э. государство Динлин было разгромлено войсками хунну.
(Хунну (кит. 匈奴 сюнну) — древний тюркский кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая. Для защиты от их набегов Цинь Шихуаньди построил Великую китайскую стену. Хунну вели активные войны с китайской империей Хань, в ходе которых консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников. Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с уграми, дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны).
После разгрома Динлин войсками хунну в Хакасско-Минусинскую котловину передвинулось тюркоязычное племя кыргызов.
В VI—VII веках кыргызы с подвластными таежными народами образовали периферийный удел центральноазиатских государств во главе с наместником — эльтебером.
В VIII веке — сепаратистская область во главе с собственными беками и иналами, претендующими на ханское достоинство (см. Барс-каган).
В IX веке — быстро расширяющаяся агрессивная степная империя с обожествляемым каганским родом.
В 840 году это государство уничтожило Уйгурский каганат, распространило свою власть на Туву и Монголию. Преследуя остатки уйгуров, кыргызы с боями дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Восточного Туркестана. Этот период истории В. В. Бартольд назвал «кыргызским великодержавием».
Кыргызы предоставляли государству высших военных и административных руководителей. Они считались связанными и династийно, и через брачные отношения с правящими домами Китая и других сопредельных стран.
В суровой борьбе с агрессивными соседями (тюркские и уйгурские каганаты) государство кыргызов отстаивало свою независимость вплоть до XIII века, ставшего переломным в самостоятельном развитии Саяно-Алтая.
Кыргызская держава утрачивает территории в Монголии. Кыргызы сохраняют два основных массива своего расселения: 1) Верхний и Средний Енисей; 2) Алтай и Иртыш. В последующем этнические пути енисейских кыргызов и будущих кыргызов Тянь-Шаня разошлись.
Территория Хакасии в ходе завоеваний Великого Монгольского Улуса во главе с Чингисханом и его потомками вплоть до начала XVIII века входила в состав различных монголоязычных государств, в отдельные периоды номинально входя и в состав Китая.
В XVII веке русские застали Киргизскую землицу раздробленной на 4 княжества — улуса, населённых предками хакасов и шорцев.
Первые контакты между кыргызами и русскими начались с постройки в 1604 году Томского острога на земле эуштинских татар — данников кыргызских беков.
Более ста лет шёл очень сложный и болезненный процесс вхождения Хакасии под юрисдикцию Российского государства.
Датой официального закрепления Хакасии за Российской империей можно считать 20 августа 1727 года, когда между Россией и Китаем был заключён пограничный трактат. Все земли, находившиеся на северной стороне Саян, отошли к России, на южной — к Китайской империи.
Фактическое вхождение территории Хакасии произошло позже. В 1758 году китайские войска вторглись на Алтай и разгромили Джунгарию. Возникла угроза нарушения официально признанных границ Российской империи.
На этом их участке царское правительство в спешном порядке разместило казачьи гарнизоны. Со времени, этого момента, когда пограничную службу стали нести казаки, и произошло фактическое вхождение Хакасии в Российскую империю.
Хакасская автономная область была образована 20 октября 1930 года, много лет входила в Красноярский край; в 1990 году преобразована в Хакасскую АССР и вышла из состава Красноярского края, в 1991 году — получила наименование Хакасская ССР, в 1992 году — Республика Хакасия (стала полноправным субъектом Российской Федерации).
В 2007 году Банком России была выпущена памятная монета, посвящённая Республике Хакасия.
Источник: wikipedia.org
Транспортная сеть республики представлена автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом.
Автодорожная сеть республики наиболее развита в её центре, западе и юго-западе, что напрямую связано с расположением крупных городов республики.
По Хакасии проходит федеральная трасса М54, которая возле столицы соединяется с трассой А161, соединяющую Абакан с тувинским Ак-Довураком. Наиболее развитые участки автомобильных дорог Хакасии: Абакан — Саяногорск; Абакан — Бея; Абакан — Абаза; Абакан — Сорск; Бомжово — Шира — Копьёво; Копьёво — Приисковый.
Автомобильные дороги к другим, более мелким населённым пунктам, представлены, в основном, грунтовыми дорогами, хотя в данный момент ведётся их смена на дороги с твёрдым покрытием.
Междугородние движения ведутся во все соседние регионы: Красноярский край (Красноярск, Ачинск, Артёмовск), Тыва (Кызыл, Ак-Довурак), Кемеровская область (Междуреченск, Новокузнецк), Алтайский край и республика Алтай (Бийск, Барнаул, Горно-Алтайск). Есть сообщения и на более дальние расстояния — Новосибирск, Томск.
Междугородние сообщения представлены автобусами, маршрутными «Газелями», частными такси. С открытием сезона нагрузка возрастает на участки дорог Абакан — Шира, Абакан — Сорск (до санатория Туманный).
Железная дорога Хакасии принадлежит к Красноярской железной дороге (Абаканское отделение). Общая протяжённость железных дорог составляет 663 км.
Железная дорога проходит практически через все наиболее значимые населённые пункты республики. Присутствует как электрифицированная железная дорога (Абакан — Калтас), так и неэлектрифицированные её участки (тепловозная тяга), составляющие основную часть железных дорог республики дальше проезда нет: Тигей — Копьёво, Аскиз — Абаза, Бискамжа — Тёя.
Узловой центр железных дорог республики — столица. По республике курсируют 3 основных поезда: местного формирования: № 659/660 Абакан — Красноярск (через Ачинск); № 675/676 Абакан — Новокузнецк (через Бискамжу); дальнего следования: № 67/68 Абакан — Москва-Ярославская (через Ачинск, Омск, Екатеринбург, поезда меняют нумерацию на ст. Ачинск-1);
Кроме того, из Абакана, в зависимости от времени года и дня недели, прицепными вагонами или поездами временного формирования можно добраться до Иркутска, Тайшета, Томска, Адлера, Бишкека.
Участок железной дороги Тигей — Копьёво (и далее — Ужур, Ачинск) является связующим звеном между двумя железнодорожными артериями — Транссибом и Южсибом (Тайшет — Абакан — Новокузнецк — Артышта - Барнаул - Кулунда - Павлодар - Астана - Тобол - Карталы - Магнитогорск - Дёма) (аналогично участку Саянская — Уяр). Помимо Абакана, узловой в республике является станция Бискамжа. Город Саяногорск связан с «большой» железной дорогой через станцию Камышта.
В Хакасии действует аэропорт. И хотя официально он располагается не в селе Калинино, а в 200 метрах от него, жителями столицы и республики в целом принято считать, что аэропорт г. Абакан находится именно в этом селе.
Авиаперевозки пассажиров и груза в Хакасии осуществляет ЗАО «Абакан — Авиа», ОАО «Владивосток — Авиа» и ОАО «Аэропорт — Абакан». Выполняются рейсы в Москву, Норильск, Красноярск, Владивосток, Кызыл.
Самолёты, осуществляющие перевозки, класса Ту и Airbus (в частности Ту-204 и Airbus A320).
В зависимости от времени года, выполняются рейсы на Юг России и в курортные страны.
Источник: wikipedia.org
Основа всей экономики региона — технологически связанные гидроэлектроэнергетика и производство алюминия.
В энергосистему Хакасии входят: Саяно-Шушенская ГЭС (входит в Енисейский каскад ГЭС, самая мощная в России — 6400 МВт), Майнская ГЭС (мощность 321 МВт) и три ТЭЦ суммарной мощностью 300 МВт.
На территории республики находятся Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, а также ОАО «Саянская фольга» (все принадлежат «Российскому алюминию»).
Также в регионе осуществляется добыча угля (ООО «Угольная компания „Разрез Степной“» и Черногорский филиал ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания»).
Разработка углей ведётся двумя шахтами (Енисейская, Хакасская) и пятью разрезами с общим годовым объёмом добычи более 6 млн тонн.
Среди других предприятий цветной металлургии — ООО «Сорский ГОК» (ферромолибден и медный концентрат), ООО «Туимский завод по обработке цветных металлов» (медный прокат).
Источник: wikipedia.org