Страна - Россия Субъект федерации - Коми |
Координаты -
Основан - в 1921 году |
Тип климата -
Население - 880 639 человек (2013 г.) Часовой пояс - MSK (UTC+4) |
Республика расположена на северо-востоке Европейской части Российской Федерации, в пределах Печорской и Мезенско-Вычегодской низменностей, Среднего и Южного Тимана, западных склонов Уральских гор (Северный, Приполярный и Полярный Урал).
Территория республики простирается от Северных Увалов на юге до Пай-Хоя на северо-востоке (между 59°12' и 68°25' северной широты), от Пинего-Мезенского междуречья на западе до водораздела бассейнов рек Печоры и Оби, проходящего по Уральскому хребту на востоке (между 45°25' и 66°10' восточной долготы).
Источник: wikipedia.org
Климат умеренно-континентальный. Зима продолжительная, холодная, лето короткое, на юге теплое, в северных районах прохладное.
Средняя температура января: −20 °C (в северной части) и −17 °C (в южной части)
Средняя температура июля: +11 °C (в северной части) и +15…+17 °C (в южной части)
Осадки: от 700 мм в год.
Летом циклоническая активность снижается, осенью вновь возрастает, вследствие чего увеличивается количество осадков, понижается температура. С 1 октября в Воркуте, а в Прилузском районе в конце 2-й декады октября температура воздуха переходит через 0 °C.
Источник: wikipedia.org
В Средние века земли коми входили в состав владений Новгородской республики, в конце XV века отошли к Московскому княжеству. Важнейшим товаром, вывозимым за пределы территории, была пушнина. Из-за сурового климата и отсутствия круглогодичных путей сообщения территория долгое время оставалась малонаселённой, хотя ещё в середине XVIII векa в районе реки Ухты началась кустарная добыча нефти.
Промышленное развитие Коми и увеличение численности населения республики в 1930—1950-х годах связано с деятельностью ГУЛАГа и его подразделений (Ухтпечлаг и другие). В начале 1930-х годов в Коми были разведаны большие запасы каменного угля, который начали добывать в годы Великой Отечественной войны, чтобы компенсировать потерю Донбасса. Тогда же для вывоза угля, нефти и древесины заключёнными была проложена железная дорога Ухта — Печора — Инта — Воркута (1942 год). В конце 1950-х годов система ГУЛага была ликвидирована, однако большое количество мест лишения свободы в Коми существует до сих пор.
C распадом СССР промышленность Коми пережила кризис, что привело к большому оттоку населения из республики (за 1990—2007 годы число жителей Коми сократилось на 22 %).
Источник: wikipedia.org
Транспортную сеть в Республике Коми составляют 2,3 тыс. км железнодорожных путей (в том числе 1,7 тыс. км общего пользования), 4,1 тыс. км внутренних водных судоходных путей (в том числе 3,1 тыс. км общего пользования, из них водные пути Печорского бассейна – 2,5 тыс. км, Вычегодского бассейна – 0,6 тыс. км), 11,8 тыс. км автомобильных дорог (в том числе 6,3 тыс. км автомобильных дорог общего пользования).
Основу железнодорожной сети общего пользования на территории Республики Коми образует железнодорожная магистраль Котлас – Воркута общей протяженностью 1,7 тыс. км и 3 малоинтенсивные железнодорожные линии («Микунь – Кослан – Вендинга», «Сосногорск – Троицко-Печорск», «Сыня – Усинск»).
На территории республики функционируют два основных предприятия железнодорожного транспорта со своими структурными подразделениями:
1) Сосногорское отделение Северной железной дороги – филиал ОАО «Российские железные дороги» (основной вид деятельности – обеспечение перевозок грузов, на балансе предприятия находится вся основная и вспомогательная инфраструктура). Основную часть грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, составляют: каменный уголь (в 2009 году – 42% от общего объема перевезенных грузов), нефть и нефтепродукты (26%), лесные грузы (8%).
2) Вагонный участок «Сыктывкар» – подразделение Северной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров – структурного подразделения Федеральной пассажирской дирекции – филиала ОАО «Российские железные дороги».
На территории республики курсируют 16 пар поездов дальнего следования, из них 8 пар поездов формирования Северной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров.
В 2009 году в целом по республике отправлено 3,1 млн. пассажиров.
Предприятиям железнодорожного транспорта оказывается государственная поддержка из республиканского бюджета Республики Коми на возмещение убытков от пригородных перевозок и на частичную компенсацию убытков от эксплуатации малодеятельных железнодорожных линий.
На территории Республики Коми функционируют аэропорты «Сыктывкар», «Воркута», «Ухта», «Печора», «Усинск», «Инта» и «Усть-Цильма», которые входят в состав ФГУП «Комиавиатранс».
На республиканском рынке авиаперевозок действуют следующие авиакомпании: ФГУП «Комиавиатранс», ООО «ЮТэйр-Экспресс» и ОАО «ЮТэйр», ЗАО «НордАвиа - региональные авиалинии», ОАО «Кировский объединенный авиаотряд», ЗАО «Авиационная компания РусЛайн» (сезонные перевозки пассажиров).
Кроме того, на территории Республики Коми расположено дочернее предприятие «Филиал Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения» – предприятие по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением и радиотехническим обеспечением.
Межмуниципальные пассажирские авиаперевозки на территории Республики Коми осуществляются авиакомпанией ООО «ЮТэйр-Экспресс» на самолетах Ан-24.
Внутримуниципальные пассажирские перевозки вертолетами Ми-8 в труднодоступные населенные пункты организованы в пяти районах: Интинском, Печорском, Ухтинском, Усинском и Усть-Цилемском.
На территории Республики Коми осуществляют хозяйственную деятельность 62 предприятия автомобильного пассажирского транспорта различных форм собственности, на балансе которых учтено 1014 автомобилей. Кроме того, в сфере автотранспортных услуг осуществляют перевозки пассажиров 358 индивидуальных предпринимателей, в собственности которых находится 866 автомобилей.
На конец 2009 года перевозка пассажиров выполнялась по 51 регулярному межмуниципальному автобусному маршруту, обслуживаемому перевозчиками, право на предоставление услуг которыми определялось по итогам проведения конкурса.
Из республиканского бюджета Республики Коми предприятиям автомобильного транспорта предоставляются средства на возмещение выпадающих доходов автотранспортным организациям, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Плотность речных путей в Республике Коми составляет 9,8 км на 1000 кв.км.
Деятельность по обеспечению услуг речного транспорта на территории Республики Коми осуществляет Печорское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства, которое организует работу по эксплуатации и развитию водных путей Печорского бассейна (протяженностью 2589 км) и Сыктывкарский район водных путей – филиал Северо-Двинского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, который обслуживает работу по эксплуатации и развитию водных путей Вычегодского бассейна (протяженностью 601 км).
Содержание водных путей Печорского и Вычегодского бассейнов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Кроме того, за счет средств республиканского бюджета Республики Коми осуществляется государственная поддержка содержания судоходной обстановки на реках регионального значения Печорского и Вычегодского бассейнов.
Основными предприятиями речного транспорта общего пользования в Республике Коми, которые осуществляют перевозку пассажиров, грузов и погрузочно-разгрузочные работы, являются ОАО Судоходная компания «Печорское речное пароходство», ОАО «Печорский речной порт», ООО Судоходная компания «Печора».
На территории четырех муниципальных образований республики (Усть-Цилемский, Ижемский, Вуктыльский и Усинский районы) осуществляются внутримуниципальные пассажирские речные перевозки.
Транспорт нефти по территории Республики Коми представлен:
системой межпромыслового нефтепровода «Харьяга–Уса» общей протяженностью 150 км и пропускной способностью 12 млн. тонн в год (ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»);
системой магистральных нефтепроводов «Уса–Ухта» и «Ухта–Ярославль» общей протяженностью 1540 км и пропускной способностью на отрезке «Уса–Ухта» – 24,2 млн. тонн в год, а на отрезке «Ухта–Ярославль» – 20,3 млн. тонн в год (ОАО «Северные магистральные нефтепроводы»).
Система магистрального транспорта газа по территории Республики Коми состоит из четырех очередей магистральных газопроводов (протяженностью 7300 км), газопроводов-отводов (1200 км) и конденсатопроводов (545 км). Основной объем газа поставляется с месторождений Тюменской области.
Протяженность системы магистральных газопроводов в однониточном исполнении по территории Республики Коми составляет 4000 км.
Транспорт газа по территории Республики Коми осуществляет ООО «Газпром трансгаз Ухта» (структурное подразделение ОАО «Газпром»).
Магистральные газопроводы обеспечивают бесперебойную доставку более 100 млн. тонн естественного газа по территории республики.
Доля трубопроводного транспорта в общем объеме грузоперевозок составляет 74,5%.
Для обеспечения транспортировки ямальского газа в Единую систему газоснабжения России планируется создание в период до 2030 года газотранспортной системы нового поколения общей протяженностью более 2500 км. Составной ее частью является система магистральных газопроводов «Бованенково – Ухта» протяженностью около 1100 км (из них 807 км по территории Республики Коми), строительство которой ведется с 2007 года.
Источник: rkomi.ru
Экономика Коми связана с добычей и первичной переработкой горючих полезных ископаемых (нефть, газ, уголь) и древесины.
Источник: wikipedia.org