Страна - Казахстан Область - Актюбинская |
Координаты -
Основана - в 1932 году |
Тип климата -
Население - 786 349 человек (2012 г.) Часовой пояс - UTC+5 |
Актюбинская область (каз. Ақтөбе облысы) находится между Европой и Азией, границей которых являются южные отроги Урала — небольшие горы Мугоджары. Область расположена на Прикаспийской низменности на западе, на плато Устюрт — на юге, на Туранской низменности — на юго-востоке и в Мугоджарах — по центру с севера к югу. Большая часть области — равнина (высота 100-200 м), расчленённая долинами рек; в средней части простираются горы Мугоджары (высшая точка — гора Большой Бактыбай, 657 м).
Западная часть Актюбинской области занята Подуральским плато, переходящим на юго-западе в Прикаспийскую низменность; на юго-востоке — массивы бугристых песков — Приаральские Каракумы и Большие и Малые Барсуки. На северо-востоке в Актюбинскую область заходит Тургайское плато, изрезанное оврагами.
Актюбинская область — вторая в стране область по площади территории, после Карагандинской.
Она граничит с шестью областями Казахстана, одной республикой Узбекистана и одной областью России:
на севере — с Оренбургской областью Российской Федерации,
на северо-востоке — с Костанайской областью Казахстана,
на юго-востоке — с Карагандинской и Кызылординской областями Казахстана,
на юге — с Республикой Каракалпакстан Узбекистана,
на юго-западе — с Мангистаусской областью Казахстана,
на западе — с Атырауской областью Казахстана,
на северо-западе — с Западно- Казахстанской областью Казахстана.
Источник: kz.all.bi
Климат — резко континентальный, засушливый с жарким и сухим летом и холодной зимой. Летом часты суховеи и пыльные бури, зимой — метели. Средняя температура июля на северо-западе составляет 22,5 °C, на юго-востоке 25 °C, средняя температура января соответственно −16 °C и −15,5 °C. Количество осадков на северо-западе около 300, в центре и на юге — 125-200 мм в год. Вегетационный период длится от 175 дней на северо-западе до 190 дней на юго-востоке.
Источник: kz.all.biz
В VI – V вв. до н. э. край являлся центром процветания сарматской культуры, о чем свидетельствуют древние курганы, расположенные на левобережье реки Илек.
Вторжение гуннов из Западного Казахстана в степи Северного Причерноморья открыло новую эпоху господства тюркоязычных кочевников.
В XI-XII вв. достигает своего апогея развитие средневековой городской культуры на территории Средней Азии и Казахстана, сыгравшей господствующую роль в распространении торговли и религии, культуры и искусства. Во многих источниках упоминается о существовании в этот период на территории края таких городов, как Мавлеберди (Уэльский р-н), Байтак, Астана (Хобдинский р-н) и другие, которые ждут своих исследователей.
Богата Актюбинская область уникальными памятниками архитектуры, высокохудожественными образцами народного зодчества. Здесь выделяется несколько локальных групп памятников, традиционной архитектуры, и монументальной глиптики. Особое место отведено памятнику Северного Чинка Устюрта (Донызтау), где ярко проявлены традиции строительства из жженого кирпича. Таковы своеобразные саганатамы, центрические и многокамерные мавзолей из некрополей Аксай, Улкен Жыбыскы и др.
Уникальны памятники долины реки Эмбы, где они сконцентрированы в крупные некрополи Даумшар, Карасакал, Асан-Кожа и др.
Оригинальным памятником культуры хобдинско-илекской группы является некрополь Абат-Байтак. Здесь сохранился великолепный ансамбль резных стел-кулпытасов, которые признаны особым явлением в западно-казахстанском камнерезном искусстве. Мавзолей Абат – Байтак (14-15 век) построен на территории бывшего бассейна реки Сары-Хобда. Предполагают, что когда-то мавзолей сверкал яркими золотыми красками и голубыми изразцами, был виден путнику издалека. Между кирпичами в щелях и сейчас проглядывает кое-где голубая глазурь. Мавзолей строился не один сезон и не один год. При строительстве использовался кирпич только местного происхождения. В XVIII – IX в.в. около памятника образовался огромный некрополь, на котором сформировался великолепный ансамбль резных кульпытасов. Среди них множество уникальных образцов камнерезного искусства.
При раскопке курганов в 15- 20 км от мавзолея было обнаружено редкое погребение времен Золотой орды, примерно 2-я половина 13 века. Там же было обнаружено средневековое оседлое земледельческое поселение со следами развитой высокой культуры.
В конце третьего десятилетия XIX века Российская Империя занималась вопросами расширения и укрепления государственных границ на юго-востоке. Встала задача создать опорную линию крепостей для хозяйственного и политического проникновения России на территорию Средней Азии и Казахстана.
Возводя укрепления в казахской степи, Россия достигла к 1848 году Приаралья и побережья Сырдарьи, вплотную приблизилась к среднеазиатским ханствам. Дальнейшему продвижению препятствовала крепость Ак-Мечеть (в дальнейшем форт Перовского, современный город Кызыл-Орда) заложенная в 1820 году на Сырдарье правителем Кокандского ханства Омар-ханом.
2 июля 1853 года к Ак-Мечети прибывала вторая экспедиция В. А. Перовского в составе 2167 человек, на этот раз основательно экипированная и подготовленная. «Целью похода — писал участник событий, — была благородная защита угнетенных». Крепость Ак-Мечеть пала… Оренбургская пограничная линия переместилась на Сырдарью.
В октябре 1868 года царское правительство издало «Временное положение об управлении в степных областях», по которому были ограничены права коренного населения края. Появились недовольные, поднявшие восстания. С целью установления порядка в Тургайскую степь из Оренбурга были направлены две казачьи сотни с двумя пушками под командованием подполковника Куторожина.
К весне 1868 года волнения степняков были жестоко подавлены. Тем не менее, в начале мая в междуречье рек Илека и Хобды был направлен второй отряд из Оренбурга в составе двух рот пехоты, сотни казаков и 14 артиллерийских орудий. 14 мая 1869 года отряд прибыл в урочище Ак-Тобе.
После прибытия в урочище военного губернатора, солдаты приступили к строительству крепости. 19 мая 1869 г под грохот артиллерийских орудий было заложено укрепление Ак-Тобе. Были сооружены караульные площадки, гауптвахта, оружейное помещение. Позже солдаты построили подвалы для хранения продовольствия и боеприпасов. Для строительства домов использовался саман, подручный природный материал.
На юго-востоке крепости первые дома образовали две улицы Крепостную и Гарнизонную. Через несколько лет образовались улицы Александровская (ныне улица Шернияза) и Оренбургская (ныне Айтеки-би). Молва о плодородных, пригодных для земледелия землях урочища и о том, что местное население им не занимается, быстро распространилась среди крестьян центральных российских губерний. С 1878 года начинают прибывать первые переселенцы — крестьяне Рязанской, Воронежской и Тамбовской губерний. Встреченные коренным населением вначале с нескрываемым недружелюбием, переселенцы быстро нашли общий язык с казахской беднотой.
29 мая 1891 г военное укрепление Ак-Тобе было официально названо городом и переименовано в г.Актюбинск. Впоследствии он вошёл в состав Тургайской области.
Источник: kz.all.biz
Основу транспортной системы Актюбинской области составляет железнодорожный транспорт, осуществляющий как внутренние, так и международные перевозки и обеспечивающий более 91% грузовых и 94% пассажирских перевозок.
Общая протяженность железнодорожных путей области составляет 1 050,6 км, из которых 630 км – двухпутные линии. Эксплуатационная протяженность железнодорожных путей области составляет 1 352,3 км или 9,5% от эксплуатационной протяженности железных дорог в Казахстане (третий показатель в республике, после Карагандинской и Акмолинской областей). Плотность железнодорожных путей составляет 3,8 км/тыс. км2.
Общая протяженность автомобильных дорог в области составляет 5 977,7 км. Протяженность дорог республиканского значения – 1 872 км (из них 684 км – участок автодороги Самара – Шымкент, имеет международное значение).
Протяженность автомобильных дорог местного значения общего пользования составляет 4 105,7 км – 947,5 км областного и 3 158,2 км районного значения, включает свыше 2 000 искусственных сооружений, 163 моста и 1 855 водопропускных труб.
В сфере авиаперевозок в области действуют филиалы авиакомпаний АО «Евро-Азия Эйр», АО «Международный аэропорт Актобе», РГП «Казаэронавигация», АО «Эйр-Астана», «Рус-Лайн», «СКАТ», а также авиапредприятия ТОО «Аэро», выполняющие авиаперевозки и авиахимические работы.
Источник: kz.all.biz
Актюбинская область обладает уникальной минерально-сырьевой базой. На её территории сосредоточено около 10% разведанных и 30% прогнозных ресурсов углеводородного сырья (нефть, газ и газовый конденсат) Казахстана, все запасы отечественного хрома, 55% никеля, 40% титана, 34% фосфоритов, 4,7% цинка, 3,6% меди, 2% алюминия и 1,4% угля от общих запасов Республики. Поисково-разведочные работы ведутся на месторождениях: Жанажол, Кенкияк, Шубаркудук, Жаксымай, Алибек-Мола, Кожасай и др.
Химически чистые хромовые соли на базе местного сырья производит Актюбинский завод хромовых соединений. АО "Ферросплав" производит металлический хром и безуглеродистый феррохром. Кроме основной продукции выпускаются карбид кальция, жидкое стекло и огнеупорные изделия. Около 90% продукции завод отгружает на экспорт в Европу, Америку, Японию, Южную Корею и страны СНГ.
Продолжает расширять своё производство Актюбинский лакокрасочный завод, а также химический комбинат (г. Алга), производящий бор, серную и борную кислоту, большой ассортимент минеральных удобрений. В области развивается машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая промышленность. Выращивается яровая пшеница, ячмень, просо и др.
Источник: kz.all.biz