Страна - Казахстан Статус - районный центр Область - Акмолинская |
Координаты -
Основан - в 1928 году Город с - 1939 года |
Тип климата -
Население - 45 253 человек (2012 г.) Часовой пояс - UTC+6 |
Щучинск расположен на озере Щучье, в 75 км к юго-востоку от Кокшетау.
Источник: wikipedia.org
Климат резко-континентальный. Лето короткое, теплое, зима продолжительная, морозная, с сильными ветрами и метелями. Минимальная температура воздуха составляет свыше минус 40°С, максимальная достигает плюс 44°.
Источник: wikipedia.org
Щучинск — исторически значимое место для казахстанцев. Всего в нескольких километрах отсюда находилась резиденция одного из самых известных и влиятельных ханов среднего жуза Абулмансура, более известного под именем Абылай хан и его главного советника Каная бия. Здесь родились и выросли его потомки: Касымхан, Кенесары и Наурызбай. В этих краях прошли годы жизни и творчества казахских акынов Биржан-сала, Акан-сери, Балуан Шолака, Укили Ыбрая. История становления Щучинска как города начинается в XIX веке. Сибирские казаки, отправившиеся расширять и укреплять рубежи Россиской империи, по именному указу Петра I, достигли южных пределов. Среди бескрайних казахских степей их внимание привлёк необычный край, богатый различными природными ресурсами. Основав станицу Котыркольскую, невдалеке стали строить станицу Щучинскую, которая должна была стать одним из форпостов Области сибирских киргизов с административным центром в Омске. В 1850 г. в Щучинске были построены первые дома. Атаманской улицей стала та, где жил атаман, та, на которой стояла церковь — Церковной, ведущая к базару — Базарной (в годы революции надолго была переименована в улицу Ленина). В 1925 году в Щучинск протянули железнодорожную ветку из Кокчетава. К этому времени промышленность поселения состояла из паровой мельницы, небольшого кирпичного заводика и нескольких промысловых артелей. В 1929 году было построено и сдано в эксплуатацию паровозное депо. В те годы оно входило в состав Омской железной дороги, управление которой укомплектовывало депо паровозами, станками, кадрами. К концу 1920-х годов железная дорога протянулась в сторону угольного бассейна Караганды. Для устройства железнодорожных насыпей требовались строительные материалы. Так, в 1929 году в районе станции началась разработка нерудных месторождений. Создаётся Щебёночный завод (позднее Щучинский Щебзавод № 3). Работы велись вручную. Уже в первый год было выдано около 3 тысяч кубометров щебня. Более интенсивно развивается промышленность, транспорт, культура и торговля к середине 1930-х годов. К этому времени в Щучинске растёт и развивается сеть учреждений культуры и образования. В 1930 году открыто педагогическое училище. В 1934 году из Степняка передислоцирован горно-металлургический техникум. В 1935 году в Щучинске сдано в эксплуатацию вагонное депо. Станция Курорт-Боровое становится крупным железнодорожным узлом. Локомотивы ходят до станции Акмолинской. Как и во всём СССР, щучинцы рьяно включились в стахановское движение. Машинисты старались водить поезда быстрее, увеличивая объёмы грузоперевозок. Росла производительность промартелей и Щебёночного завода. В 1936 году начал работать хлебозавод. В конце 1930-х годов на базе артели «Ударник» создан Стекольный завод. Ширилась сеть торговых предприятий. Население обслуживали Райпотребсоюз, ОРС, МПС, Казторг. 20 мая 1939 года Щучинск, наконец, обретает статус города. Его население составляет уже 23 тысячи жителей. Но вскоре оно заметно увеличивается за счёт депортированных немцев, чеченцев, ингушей. Город становится многонациональным. Великая Отечественная война также не обошла город стороной. На фронт отправилось свыше 12 тысяч человек (данные по району). Живыми вернулось чуть больше половины. Многие щучинцы были награждены орденами и медалями. Четверым присвоено звание Герой Советского Союза. Трое стали полными кавалерами Ордена Славы. Промышленность города работала на обеспечение военных нужд. Из-за нехватки паровозов было организовано движение «тяжеловесников», и машинисты двумя локомотивами везли тройную норму. Щучинский промкомбинат (мебельная фабрика) изготавливал деревянные ложки, спички, ячменный кофе. В Боровском лесхозе вырабатывали дёготь, смолу, скипидар. Госпитали в санаториях «Щучинский» и «Бармашинский» принимали тысячи бойцов Красной армии. В годы войны сюда были эвакуированы и работали академики с мировым именем: Гамалей Н. Ф., Кржижановский Г. М., Вернадский В. И., Зелинский Н. Д. и многие другие. Послевоенные годы не были ознаменованы заметным подъёмом промышленности и сельского хозяйства. Лишь с началом освоения целинных земель они начинают расти. За короткий срок освоено более 110 га земли, создано 13 совхозов, 2 Райспецхозобъединения. Среднегодовая сдача зерна возросла в 5,3 раза до 9 тысяч тонн. Создана птицефабрика. На базе совхоза «Окжетпес» организовано тепличное хозяйство, обеспечивающее картофелем и овощами население всей области. В 1946 году было принято решение снести первую православную церковь. Колокола были сброшены на землю и разбиты. Но стены были настолько крепкими, что остатки фундамента сохранялись ещё много лет. Впоследствии на этом месте была организована танцплощадка. Освоение целины открыло перспективы для развития животноводства. Возросло количество крупного рогатого скота, свиней, домашней птицы. 50-е годы. Начинают свою работу крупные промышленные предприятия, такие как Ремзавод «Казремстроймаш», Завод нерудных строительных материалов, Завод ЖБИ, Трест «Щучинсккурортстрой». Развивается транспорт, строительство, связь, появляются объекты коммунально-бытового обслуживания. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 30 июля 1957 года Щучинск отнесён к категории городов областного подчинения (Кокчетавская область). С 26 декабря 1960 года Щучинск входит в состав Целинного края, центром которого становится город Акмолинск (ныне Астана). С упразднением Целинного края в 1965 году Щучинск переходит в подчинение Кокчетавской области.
Источник: wikipedia.org
Щучинск расположен на железнодорожной линии Петропавловск — Астана. Станция в Щучинске называется "Курорт-Боровое". Щучинск расположен на первой и пока единственной автомагистрали в Казахстане Астана-Щучинск A1, поэтому добираться из Астаны очень просто и быстро. В Щучинске 8 городских автобусных маршрутов. Почти у всех конечная остановка - Автовокзал.
Источник: wikipedia.org
Промышленность представлена четырьмя предприятиями, при этом ОАО «Щучинский завод «Автопровод» и ОАО «Щучинский маслосырзавод» относятся к категории градообразующих.
Источник: wikipedia.org