Страна - Россия Статус - административный центр Субъект федерации - Кемеровская область |
Координаты -
Основан - в 1726 году Город с - 1938 года |
Тип климата -
Население - 75 502 человек (2012 г.) Часовой пояс - UTC+7 |
Белово находится в центральной части Кузбасса между областным центром Кемерово и «южной столицей» — городом Новокузнецком. Ближайшие соседи — города Полысаево, Ленинск-Кузнецкий, Гурьевск и Киселевск. Расстояние до областного центра — 132 км, до Новокузнецка — 111 км.
Город расположен в Кузнецкой котловине, на реке Бачат. Ландшафт района равнинный, слабо холмистый, характерный для Кузнецкой лесостепи. Имеет чётко выраженный высокий уровень антропогенной трансформации территории в результате интенсивной угледобычи и практически сплошной распаханности земель, пригодных для сельскохозяйственного использования. В окрестностях города Белово и посёлков сохранились массивы природного лиственного и хвойного леса. Вокруг города имеются значительные площади искусственных посадок сосны.
Основной водной артерией города Белово является река Бачат, образованная из слияния двух русел в южной части города. Площадь бассейна реки Бачат с
Иоставляет 1720 кв. км. По территории города также протекают реки Иня, Уба, Черта, Мереть и др.
Источник: wikipedia.org
Климат континентальный. По многолетним данным, средняя годовая температура воздуха в г. Белово плюс 0,6° С. Средняя температура самого холодного месяца (январь) составляет минус 17,8 °С, самого теплого (июль) – плюс 18,7 °С. Абсолютный минимум температуры наблюдается в январе (минус 51 °С), максимум – в июле (плюс 38 °С).
В течение всего года в городе преобладают ветры юго-западного направления. В зимний период повторяемость юго-западных ветров составляет 56–67 %. Штилевые ситуации чаще всего наблюдаются в январе (28 %), в феврале и августе (21 %). Максимальная скорость ветра, по многолетним данным, – 28 м/сек, с порывами до 35 м/сек. Среднее многолетнее количество осадков составляет 399 мм. Наибольшее количество осадков отмечается в летние месяцы. Близость водохранилища оказывает влияние на погоду: число дней с туманом в среднем за год составляет 34 дня, наибольшее количество отмечается в холодное время года.
Источник: gosdoklad.kuzbasseco.ru
История Белова начинается с 1726 года, когда появилась первая заимка беглого крестьянина Фёдора Белова.
В 1851 году началась разработка угольных месторождений недалеко от деревни Белово, когда была открыта Бачатская копь. Говорят , это была первая шахта в Кузбассе, однако долгое время Белово было захолустной деревенькой, пока в 1921 году не открылась железнодорожная ветка Кольчугино-Белово-Усяты. 4 декабря 1938 Белову присвоен статус города.
С развитием угольных предприятий город активно строился, возрастало его население.
С распадом СССР экономика продолжала действовать по инерции — поддерживалось городское хозяйство, работали шахты, обогатительные фабрики, социальные учреждения. С началом реструктуризации угольной отрасли и переделом собственности, а также разрушением старых экономических связей закрылись промышленные гиганты города: Машзавод, трикотажная фабрика, Кузбассрадио. Остановилось пищевое производство: мясокомбинат и гормолзавод. Кольчугино первое месторождения угля.
Источник: wikipedia.org
Белово находится на половине пути между двумя крупнейшими городами Кузбасса — Кемерово и Новокузнецком. В районе Белова начинаются дороги из центра области в соседние регионы — Алтай и Новосибирскую область.
Белово — крупная узловая станция Западно-Сибирской железной дороги. Соединяет дорогу Юрга-Новокузнецк с Алтайским краем (ст. Артышта-II) и Новосибирской областью (ст. Проектная). Все магистрали электрифицированы, основной вид локомотива — электровозы, в основном серий ВЛ10, ВЛ10У, с 2006 года — и 2ЭС4К в грузовом и ЧС2, а с 2008 года — и ЭП2К в пассажирском. Ток в контактной сети — постоянный, 3 кВ.
В Белово находится ТЧ-14.
Развитая сеть подъездных путей предприятий промышленного железнодорожного транспорта, обслуживающих угольные, промышленные предприятия и ГРЭС. От станции Белово отходят промышленные ветки: на Юг — Белово — ст. Бабабанаково и далее к ш. Чертинская-Южная и к Беловскому каменному карьеру, на север — Белово — Беловская ГРЭС. Данные ветки обслуживаются тепловозами. Кроме того в северной части станции есть куст подъездных путей Беловской промзоны. Развитая инфраструктура локомотивных и вагонных депо для обслуживания грузовых вагонов.
Станция формирует три направления пассажирских электропоездов:
Белово — Топки (до 90-х годов был прямой электропоезд до Кемерово, на 2012 год движение электропоездов прекращено);
В настоящее время по этому участку есть служебное мотрисное сообщение, на мотрисах возможен проезд простых пассажиров
Белово — Новокузнецк (оживленное направление, наибольший пассажиропоток до Дуброво и Артышты из-за отсутствия в этих поселках нормального автобусного сообщения);
Электропоезд Новокузнецк — Белово ходит три раза в день туда/обратно, так же один раз в день ходит электропоезд Белово — Прокопьевск — Белово, сопряженный с электропоездом Новокузнецк — Прокопьевск — Новокузнецк — Тальжино в Прокопьевске
Расписание поездов в сторону Белова довольно приемлемое: из Новокузнецка к примеру можно уехать в 5.49, 12.13, 15.40, 19.24. Поездка на утреней электричке по всему маршруту займет 4 часа, на дневных — 4,5, на вечернем — 3,5 часа
К примеру поездка на автобусе Новокузнецк — Белово стоит 180р, на электричке — 79 р. Но в то же время автобус преодолевает маршрут за 1.40, что в 2.5 раз быстрее чем на электричке
Белово — Тогучин (Отменены все электропоезда за исключением проходящего ускоренного электропоезда Новокузнецк — Новосибирск, что доставляет крайнее неудобство жителям как Промышленновского района Кемеровской области, так и Тогучинского района Новосибирской области). В настоящее время по этому участку есть служебное мотрисное сообщение, на мотрисах возможен проезд простых пассажиров
Ранее из Белово ходила электричка до Гурьевска (город в 30 километрах юго-западнее Белово), но довольно непродолжительное время (отменили из-за низкого пассажиропотока — автобусное сообщение между этими двумя городами куда более развито и пассажиропоток небольшой и почти равномерный, нет пиков которые могла бы «подхватить» электричка).
Кроме того ходит ускоренный электропоезд Новокузнецк — Новосибирск. От Новокузнецка до Белово он идет около 2,5 часов, но проезд на нем дороже чем на экспрессном автобусе — около 250 рублей.
Через Белово проходят пассажирские поезда в встречных направлениях (туда и обратно) «Новокузнецк — Москва», «Новокузнецк — Кисловодск», «Новокузнецк — Адлер», «Новокузнецк — Анапа», «Новокузнецк — Красноярск», «Барнаул — Томск», «Новокузнецк — Новосибирск», «Новокузнецк — Томск», «Новокузнецк — С-Петербург», «Кемерово — Таштагол». В состав этих поездов включаются беспересадочные вагоны до Бийска, Нижневартовска, Владивостока и других ключевых пунктов.
Автомобильный транспорт
Рядом с городом проходят две автодороги Ленинск-Кузнецкий — Новокузнецк: Автомагистраль 1 категории («Новая трасса») и более узкая III категории («Старая трасса»). Выход к обеим магистралям возможен по дорогам Белово-Грамотеино и Белово-Инской. Также выход на «Старую трассу» возможен в поселке Бабанаково. От северного въезда в город начинается автодорога Кузбасс-Алтай, построенная в 2000—2001 годах. Также от 3-го микрорайона начинается дорога Белово-Гурьевск, через которую также возможен выход в Алтай.
Автовокзал г. Белово находится рядом с железнодорожным вокзалом — один из крупнейших в Кузбассе по числу отправлений (две трети рейсов — транзитные) и по занимаемой площади, уступая пожалуй только Кемеровскому автовокзалу. Автобусные рейсы с интервалом от 60 минут и меньше отправляются во все города области, находящиеся между Кемерово и Новокузнецком. Производятся рейсы в Междуреченск, Таштагол и другие города области. За пределы области совершаются рейсы в Новосибирск, Томск, Барнаул, Бийск. Интервалы рейсов на Кемерово в выходные и праздники доходят до 15 минут.
Здание вокзала, построенное по типовому проекту в 70-х годах XX века, было разобрано в 2012 году из-за случившейся здесь катастрофы - при ремонте вокзала, на время которого принято решение не закрывать здание для пассажиров, произошло обрушение кровли. 1 человек погиб, 11 получили ранения. 25 сентября 2012 г. Завершена работа над эскизом здания нового автовокзала в Белове. Проект уже направили в Главное управление капитального строительства Кемеровской области. Разработан фасад здания. В помещении предполагается наличие двух залов. Кроме внешнего вида разработана идея конструкции здания, решена транспортная схема.Строительство нового здания городского автовокзала запланировано на 2013 год. Перрон автовокзала имеет чрезвычайно большую площадь, несоразмерную с пассажиропотоком. При строительстве на перроне было организовано 14 посадочных площадок, при том что в более крупных городах обходятся 6-7 площадками. При этом первые 6 площадок используются для междугородних рейсов, следующие 6 — для пригородных, в том числе в соседние города Ленинск-Кузнецкий и Гурьевск. Ещё две площадки давно не используются. Из части перрона пытались сделать охраняемую автостоянку.
Но уехать из Белова подчас бывает довольно сложно, особенно в южном направлении, так как автобусы в основном идут транзитом и места могут быть заняты.
Городской транспорт
Городской пассажирский транспорт представлен автобусами разной вместимости и разных форм собственности, частными маршрутными такси и легковыми частными такси.
Муниципальными перевозками занимается Государственное Беловское пассажирское автотранспортное предприятие, созданное ещё в 1958 г. Основной подвижной состав: НефАЗ-5299, ЛиАЗ-5256, ПАЗ-3205, появляются сочлененные автобусы ЛиАЗ-6212. Ранее в парке находились ЛиАЗ-677, Ikarus-280, MAN.
Коммерческими перевозками на автобусах занимаются несколько предпринимателей. В годы отсутствия новых поступлений автобусов в ПАТП рынок пассажиских перевозок перешёл в частные руки — частные автобусы выходили на те же самые маршруты, по которым ходили муниципальные автобусы. Основной подвижной состав: ПАЗ-3205 в однодверном исполнении. Сейчас наблюдается тенденция к возвращению рынка перевозок в руки ПАТП.
Коммерческие перевозки на маршрутных такси в городе осуществляются, но в последнее время микроавтобусы на дорогах появляются очень редко. Используются микроавтобусы ГАЗель, в основном старых модификаций. Высока степень износа этого вида транспорта.
Городские такси представлены несколькими таксопарками, некоторые из которых не набирают и десятка машин. Тариф зависит от дальности поездки, и чрезвычайно варьируется в праздничные дни, а также в зависимости от погоды, времени суток и криминальной репутации места назначения.
Источник: wikipedia.org
Белово — промышленный центр Кузбасса. Крупный железнодорожный узел. Основные отрасли — угольная промышленность (первым крупным угледобывающим предприятием, построенным в Беловском районе, стала шахта «Пионерка», вступившая в строй в апреле 1933 года, сейчас закрыта), железнодорожный транспорт, производство стройматериалов.
Энергетика — Беловская ГРЭС, вырабатывающая более 20 % электроэнергии Кузбасса. (Кузбассэнерго)
Добыча полезных ископаемых — На добычу полезных ископаемых приходится около 60 % объёма отгруженных товаров собственного производства. Около 11 тысяч человек заняты добычей полезных ископаемых.
В Белово добывается 8 % всего Кузбасского угля. По объёму добычи угля город занимает 3…4 место в области после Междуреченска, Новокузнецка и Прокопьевского района.
Подземная добыча угля В городе работают 4 шахты: «Чертинская-Коксовая», «Чертинская-Южная» (ранее — «Новая»), «Листвяжная» (ранее — «Инская»), «Грамотеинская». Доля добычи угля подземным способом составляет около 40 % общего объёма.
Большинство расположенных в городе шахт принадлежат российской угольной компании «Белон» — дочернее предприятие «Магнитогорского металлургического комбината» (ООО «Чертинская-Коксовая», ООО «Чертинская-Южная»).
Открытая добыча угля. На территории округа расположен крупнейший в России Бачатский угольный разрез, который входит в состав Холдинговой компании «Кузбассразрезуголь». Переработкой коксующихся углей, добываемых на шахтах и разрезах города, занимаются ОФ «Чертинская» — ныне не действующая, ЦОФ «Беловская» и ОФ «Листвяжная».
В городе Белово добывается около 12 % кузбасского щебня и гравия.
Металлургия — Беловский цинковый завод (не осуществляет деятельность с 1997 года, с 1999 года введена процедура банкротства — конкурсное производство)
Машиностроение — ОАО НПП «Кузбассрадио» — монопольное предприятие в России по выпуску коммутационных и установочных изделий (в данный момент завод почти разрушен). К машиностроению и металлообработке также относятся ОАО «Беловский машзавод», ОАО «Беловский энергоремонтный завод», «Беловские ЦЭММ». Многие из перечисленных предприятий будучи гигантами в советское время ныне не существуют (вплоть до разбора производственных помещений на строительные материалы) или пребывают в глубоком кризисе.
Строительные материалы — заводы ЖБИ. Выпускают бетон и бетонные изделия для нужд строительства. Кирпичные заводы не работают.
Транспорт — железнодорожными перевозками внутри города занимается ОАО «Беловопогрузтранс»; автомобильные перевозки осуществляют ООО "Автобаза «Инская», «Караканская», ОАО «Белтранс». Пассажирские первозки — ГПАТП и частные предприниматели.
Торговля — примерно с 2005 года открыто множество торговых центров на бывших производственных площадях.
Источник: wikipedia.org