Правила пользования
Курс ЦБ на 03.12 USD 524.58 up 13.36
EUR 551.91 up 11.86
RUB 4.93 up 0.2
03 декабря Вторник, 22:46
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30
Предприятия города

Информация о городе

Страна - Россия
Статус - административный центр
Субъект федерации - Воронежская область
Координаты - 51°40′18″ с. ш. 39°12′38″ в. д.
Основан - в 1586 году
Город с - 1586 года
Тип климата - умеренно-континентальный
Население - 1 003 638 человек (2013 г.)
Часовой пояс - UTC+4

Географическое положение

Город Воронеж расположен на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины. В природном отношении город располагается на юге среднерусской лесостепи. Воронеж находится на левом и правом берегах реки Воронеж, в 8,5 км от её впадения в реку Дон, в 515 км в юго-юго-восточном направлении от Москвы.

 Источник: wikipedia.org

Климат

Воронеж расположен в зоне умеренного климата. Зима умеренно-морозная, как правило, с устойчивым снежным покровом, который образуется только в январе-феврале. Довольно часто бывают оттепели, сопровождающиеся дождями (особенно в декабре). Лето тёплое, даже жаркое (особенно июль и первая половина августа), в отдельные годы — дождливое, в отдельные годы — засушливое. Осень мягкая и дождливая. Воронежское водохранилище покрывается льдом в конце ноября — начале декабря. Весенний ледоход длится с марта по апрель.

 Источник: wikipedia.org

История

Воронеж впервые упоминается в летописях в 1177, но взаимосвязь летописного Воронежа с современным городом не доказана. 

Крепость на месте современного Воронежа, заложенная по указу царя Федора Иоанновича от 1585 года, была достроена в 1586 году под руководством воевод С.Ф.Сабурова, В.Г. Биркина и И.Г. Мясного (Судакова) для защиты от набегов крымских и ногайских татар и от вторжения польско-литовских войск. Поэтому 1586 год считается датой возникновения Воронежа.

Крепость располагалась на высоком и крутом правом берегу р. Воронеж. В 1590 Воронеж сожжен в ходе набега черкасами. В 1594 отстроен заново практически на том же месте. В годы Смуты воронежский гарнизон преградил путь отрядам атамана Ивана Заруцкого - фактического союзника польских интервентов. В 1613  у стен Воронежа отряды атамана были разбиты и бежали в степи южного Дона. В 1615 город с торгово-ремесленным посадом имел около 7 тысяч человек населения. В первые десятилетия своего существования, Воронеж стал надежным бастионом, прикрывавшим мирное население региона и обеспечивавшим его хозяйственное освоение. В середине 17 века в связи со строительством Белгородской сторожевой черты Воронеж превратился в одну из ее крепостей. В 1658 Воронеж был передан в военное подчинение воеводе Белгородского разряда. Опасаясь появления отрядов Ф.Т.Разина, воевода Б.Г. Бухвостов в 1670 укрепил крепостные стены. 

В 1682 Воронеж стал центром епархии, в город прибыл первый епископ – святитель Митрофан. К 1690-м гг. деревянная крепость полностью обветшала, и в связи с прекращением военной угрозы перестала ремонтироваться. Зимой 1696, после неудачного 1-го Азовского похода, Петр I принял решение о создании военно-морского флота и выбрал Воронеж местом его строительства. Дворец Петра IПетр I в 1696–1722 побывал в Воронеже 13 раз и провел здесь в общей сложности около 500 дней. В Воронеж приезжали также члены царской семьи, иностранные дипломаты, сподвижники царя (А.Д.Меншиков, Ф.М.Апраксин, К.И.Крюйс, Ф.Лефорт). Во время пребывания Петра I Воронеж фактически превращался в административный центр России. Население  Воронежа в период кораблестроения увеличилось с 10 до 50 тыс. чел. На берегу реки Воронеж была устроена верфь. В 1696–1709 здесь были построены десятки крупных кораблей («Принципиум», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Гото Предестинация» и др.), а также галеры, брандеры и др. Для организации строительства в Воронеж прибыли иностранные и русские корабельные мастера (Р.Козенц, Д.Най, Ф.М.Скляев, Ф.Пальчиков и др.), образовалась так называемая Немецкая слободка. В 1698 на острове, образуемом рукавами р.Воронеж, возведены адмиралтейство и цейхгауз. В 1701 город был передан в управление Адмиралтейскому приказу. Построенный в Воронеже флот принимал участие во взятии турецкой крепости Азов (июль 1696), участвовал в Керченском походе 1699. В Воронеже были заложены организационные основы последующего строительства флота на Балтийском и Черном морях. Здесь же было создано первое в России Адмиралтейство. В 1703 была открыта первая в Воронежском крае школа для обучения морских офицеров. 

В 1709 Воронеж вошел в состав Азовской губернии. В 1711 ее центр переместился из Азова в Тамбов, а в ноябре 1715 переведен в Воронеж. С 1725 Азовская губерния стала называться Воронежской. В 1745 открылось первое учебное заведение – духовная семинария (действовала до 1918, возрождена в 1993). В 1774, после очередного крупного пожара, Екатерина II утвердила генеральный план застройки Воронежа  на регулярной основе (автор – архитектор И.Е. Старов), который действовал на протяжении полутора веков. Во 2-й половине 18 – 1-й половине 19 в. Воронеж являлся одним из центров суконной промышленности России, поставлял в казну до 25 процентов мундирного сукна. В 1779-1796  Воронеж был центром наместничества, включавшего две губернии. 

В 1781 утвержден герб Воронежа: «Щит разделен надвое, в верхней части оного – в золотом поле двуглавый черный орел, а в нижней части – в красном поле опрокинутый на косогоре сосуд, из которого истекает река Воронеж». В 1785 было составлено «Топографическое описание Воронежского наместничества», содержащее и подробное описание Воронежа. Тогда же в Воронеже появилась городская дума, город стал управляться выборными гласными и городским головой. В 1785 создано первое светское учебное заведение – народное училище, преобразованное в 1809 в губернскую гимназию и уездное училище. Воинская слава Воронежа была приумножена в годы наполеоновских войн. Во время Отечественной войны 1812 г. в Воронежской губернии  комплектовались пехотные и кавалерийские полки, вливавшиеся в действующую армию, формировалось народное ополчение под командованием генерал-майора В.А. Русанова. С Воронежем связаны многие активные участники войны 1812 года: братья А.Н. и С.Н. Марины, братья И.М. и М.М. Петровы.

На протяжении 19 – начала 20 вв. в городе бывали все последующие российские  императоры. В 1832 открыты для поклонения мощи святителя Митрофана. По этому случаю в город приезжал император Николай I. В 1845 на средства, пожертвованные Н.Д. Чертковым, открыт Михайловский кадетский корпус (среди его выпускников - В.А. Антонов-Овсеенко, А.Е. Гутор, А.М. Каледин, А.Н. Лодыгин, С.И. Мосин (винтовка его конструкции находилась на вооружении русских армий вплоть до Великой Отечественной войны), Г.В.Плеханов, С.Г.Улагай и др.). В 1860 открыт памятник Петру I (скульптор А.Е. Шварц, архитектор А.А. Кюи).  В 1868 открылось железнодорожное сообщение с Москвой, в 1871 – с Ростовом-на-Дону, в 1894 – с Курском. Возникают промышленные предприятия: железнодорожные мастерские (1868), завод сельскохозяйственных машин В.Г. Столля (1869), механический и чугунолитейный завод Иванова и Веретенникова (1899), в  1915 в Воронеж из Риги эвакуирован машиностроительный завод «Рихард Поле». В 1879 в Воронеже нелегально проходил съезд народнической организации «Земля и воля». На рубеже 19–20 вв. в Воронеже усиливается революционное движение. В 1905 возникло Делегатское собрание, руководившее забастовочным движением. 

В 1913 основано первое высшее учебное заведение города  – Сельскохозяйственный институт. В годы Первой мировой войны в Воронеже проводилось формирование запасных и резервных воинских частей, сюда эвакуировались оборонные предприятия из западных районов Российской империи. 30.10.1917 в Воронеже произошел военный переворот, к власти пришли большевики. В октябре 1919 на протяжении трех недель Воронеж находился в руках белоказачьего корпуса генерала А.Г. Шкуро. В 1928 Воронеж стал центром Центрально-Черноземной области. А после ее ликвидации в 1934 - остался центром одноименной области. В 1930-е гг. Воронеж стал располагаться по обоим берегам реки. На левом берегу в 1932 были построены два крупных завода – авиационный, наладивший перед Великой Отечественной войной выпуск штурмовиков ИЛ-2, и СК-2 им.С.М.Кирова, выпускавший каучук по методу академика С.В. Лебедева. В 1933 создан завод «Электросигнал»,  дала ток крупная городская электростанция. В городе сформировался один из важнейших  в СССР промышленно-научных комплексов. Крупными заводами стали экскаваторный им. Коминтерна, прессовых машин им. Калинина, машиностроительный им. Ленина. Быстро наращивались мощности авиационного завода, приступившего к серийному выпуску самолетов новейших конструкций. Многие типы произведенных в Воронеже самолетов стали поступать в Военно-Воздушные Силы СССР за несколько лет до начала Великой Отечественной войны.

В день начала войны Воронежская область была объявлена на военном положении. На предприятиях развернулось массовое производство военной продукции. Завод им. Коминтерна стал выпускать реактивные установки («катюши»). Летом 1941 в Воронеже была сформирована дивизия народного ополчения; в  августе 1941 – добровольческий коммунистический полк (более 3 тыс. чел.), который был включен в 100-ю (затем 1-я гвардейская) дивизию. 22 октября 1941 образован Городской комитет обороны во главе с секретарем обкома партии В.Д. Никитиным (в конце года его сменил В.И. Тищенко). В октябре-ноябре 1941 большинство крупных предприятий были эвакуированы на восток. В ноябре 1941 – мае 1942 в Воронеже находились штаб Юго-Западного фронта и Главного командования Юго-Западного направления. 7 ноября 1941 состоялся военный парад, который принимал маршал С.К. Тимошенко. В связи с успешным контрнаступлением советских войск под Москвой  линия фронта стабилизировалась в 120 км. западнее Воронежа.

Обстановка резко осложнилась в июне 1942, когда усилились налеты вражеской авиации на Воронеж. Захват Воронежа 4-й танковой армией Гота был составной частью летнего наступления войск группы немецких армий «Юг» на Сталинград и Кавказ по плану операции «Блау». С 28.06 по 03.07.1942, прорвав оборону на стыке 13-й и 40-й армий Брянского фронта, части 24-й танковой дивизии и механизированной дивизии «Великая Германия» вышли к реке Дон и 04-05.07.1942 создали плацдармы западнее и юго-западнее Воронежа. 6 июля танки и мотопехота 4-й немецкой танковой армии прорвались в город и к исходу 9 июля овладели его правобережной частью. Но уже 10 июля у противника была отбита северо-восточная окраина Воронежа. В ходе обороны Воронежа в июле 1942 его защитники (воины гарнизона, 3-й дивизии ПВО, 232-й стрелковой дивизии, 18-го танкового корпуса, отдельных артполков и частей 2-й воздушной армии)остановили противника, отстояли левобережье и на 4-5 дней задержали прорыв немецкой группы армий  к Сталинграду, сорвав план окружения Юго-Западного фронта на Среднем Дону. 07.07.1942 создан Воронежский фронт, войска которого участвовали в целом ряде оборонительных и наступательных операций, в том числе в обороне и освобождении Воронежа. 12.07.1942 началось первое частное наступление войск Воронежского фронта. 14 июля временно было освобождено с.Подгорное – «северные ворота» Воронежа. Атаки советских войск в августе – сентябре 1942 привели к созданию и расширению Чижовского плацдарма на правом берегу реки Воронеж. В боях за Воронеж армиями и фронтами командовали Н.Ф.Ватутин, К.К.Рокоссовский, И.Д.Черняховский, Р.Я.Малиновский, Ф.И.Голиков, М.М.Попов, С.А.Красовский и др. военачальники. В октябре – декабре 1942 под Воронежем шли позиционные бои местного значения. В районе Воронежа было сковано до 10 дивизий 2-й немецкой армии. 25.01.1943 в ходе Воронежско-Касторненской операции войска 60-й армии генерала И.Д. Черняховского полностью освободили Воронеж. 

В течение 212 дней линия фронта проходила по Воронежу. Активная оборона города помогла выстоять и победить Сталинграду, сковав до трети сил группы армий «Б». Воронежское сражение положило начало срыву летнего наступления немецких войск 1942. Гражданское население из Воронежа было угнано в глубь оккупированной территории. Около 500 чел. расстреляны в Песчаном логу на юго-западной городской окраине. Город был разрушен более чем на 90%. В годы войны погибли более 32 тыс. чел. – уроженцев Воронежа, 13 уроженцев Воронежа стали Героями Советского Союза, 3 – полными кавалерами ордена Славы. 

В ноябре 1945 Совнарком СССР принял постановление о восстановлении 15 старейших русских городов, в их числе – Воронеж. В конце 1940-х гг. завершено восстановление промышленных предприятий, к середине 1950-х гг. – жилых и общественных зданий. 01.02.1949 Сов. Мин. РСФСР принял Постановление «О мерах помощи в восстановлении города Воронежа». В 1945-1946 и 1949-1960 Воронеж был центром военного округа. В 1950 вступил в строй шинный завод, в 1953 – завод тяжелых механических прессов. В 1956 на заводе «Электросигнал» налажен выпуск телевизоров «Рекорд», с 1982 – цветных телевизоров. Были открыты новые предприятия машиностроения и электронной промышленности: завод полупроводниковых приборов (1959), станкостроительный завод (1960), завод строительных алюминиевых конструкций (1973), НИИ бытовой видеотехники (1986). В 1972 вступил в строй новый аэропорт, весной того же года заполнено водохранилище. В Воронеже родился маршал артиллерии Г.Ф. Одинцов. Воронеж награжден орденами Отечественной войны 1-й степени (1975), Ленина (1986).  

16.02.2008 Указом Президента РФ Воронежу присвоено звание «Город воинской славы». В городе несколько десятков мест, связанных с памятью о военной истории: братские могилы у памятника Славы, в парке «Динамо», руины областной больницы «Ротонда». В 1975 открыт мемориальный комплекс на пл. Победы с могилой Неизвестного солдата и Вечным огнем, в 1985 – мемориал на Чижовском плацдарме. В 1993 из Вильнюса в Воронеж перенесен памятник И.Д. Черняховскому. В 2000 открыт Музей-Диорама, перед входом в который размещены образцы военной техники. Там же в 2007 открыт мемориал, посвященный Героям Советского Союза и Героям России – уроженцам Воронежа, в 2010 установлена памятная стела «Воронеж – город воинской славы». В парке Победы в год 80-летия Воздушно-десантных войск установлен памятник «Воронеж – родина ВДВ».

 Источник: voronezh-city.ru

Инфраструктура

Воронеж — крупный транспортный узел, транспортная система которого состоит из систем воздушного сообщения, железнодорожного и автомобильного транспорта.

В августе 1866 года российское правительство разрешило строительство железной дороги Козлов-Воронеж. Работы по её созданию начались весной 1867 года. 20 декабря 1867 (1 января 1868) воронежцы смогли увидеть прибытие первого «пробного» поезда. В январе 1868 года железнодорожные линии соединили Воронеж с Москвой, а регулярное движение пассажирских поездов между Воронежем и Москвой началось в начале февраля 1868 года, между Воронежем и Ростовом-на-Дону — в 1871 году.

В современном городе размещены два железнодорожных вокзала на железнодорожных станциях Воронеж I и Воронеж II Курский. Решается вопрос о строительстве на левом берегу транзитного железнодорожного вокзала. В настоящее время значительная часть тразитных пассажирских поездов направления «Центр-Кавказ» на станцию Воронеж-1 не заходит, а следует со станции Отрожка на станцию Придача, где и имеет тарифную стоянку. На территории левого берега железная дорога на перегоне Отрожка-Придача проходит через тоннель, проложенный под улицей Димитрова, длиной около 800 метров. Также развит промышленный железнодорожный транспорт.

Через Воронеж проходят автомагистраль М4 «Дон» (по объездной дороге) и трасса А144 регионального значения «Курск — Воронеж — Саратов». Работают два автовокзала и одна автостанция: Центральный автовокзал, Левобережный автовокзал и Юго-западная автостанция.

Близ села Чертовицы, в 5 км от границы города, находится аэропорт «Воронеж». С 1995 года аэропорт имеет статус международного. Из него ежедневно осуществляются регулярные и чартерные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Анапу, Екатеринбург, Норильск, Саратов, Костанай, Ужгород, Мюнхен, Анталию, Пулу, Ларнаку, Варну. В Левобережном районе на территории авиастроительного предприятия ОАО «ВАСО» расположен экспериментальный (испытательный) аэродром «Придача». Аэродром также используется гражданской авиацией ЗАО «Авиационная компания „Полет“». В Советском районе города вблизи микрорайона Тенистый и дачных кооперативов «Ближние сады» и «Дальние сады» расположен военный аэродром «Балтимор».

 К концу XIX века в Воронеже действовала конно-железная дорога. В 1926 году начал перевозить пассажиров трамвай, а в 1960 году — троллейбусы. В 2005—2009 годы трамвайный транспорт был практически полностью ликвидирован. 15 апреля 2009 года трамвайное движение было закрыто окончательно. Воронеж (вместо Тольятти) стал самым крупным городом в России и Европе, в котором отсутствует городской рельсовый транспорт. Планируется создание скоростного трамвая.

Современный городской транспорт города представлен автобусами и маршрутными такси, в основном, частных компаний, а также муниципальными троллейбусами. Доля муниципального транспорта на городском рынке пассажирских перевозок мала, так что конкуренция с его стороны отсутствует. 

 Источник: wikipedia.org

 

Экономика

Ведущими отраслями городской экономики в XX веке являлись машиностроение, металлообработка, электронная и химическая промышленность.

В конце 1960-х годов на воронежском предприятии КБХА был разработан кислородно-керосиновый жидкостный ракетный двигатель РД-0105 для третьей ступени ракет-носителей «Луна», который позволил в 1959 году впервые в мире достичь второй космической скорости. На основе двигателя РД-0105 был создан двигатель для третьей ступени ракеты-носителя космического корабля «Восток» с первым в мире космонавтом Ю. А. Гагариным на борту. В 1968 году на Воронежском авиационном заводе было налажено серийное производство первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. В октябре 1977 года на заводе был построен первый советский аэробус (широкофюзеляжный самолёт) Ил-86. 

Среди воронежских предприятий машиностроения и металлообработки (объём продукции 29,43 миллиарда рублей) основными являются: Воронежское акционерное самолётостроительное общество, ОАО завод Водмашоборудование, Воронежстальмост, Воронежский экскаваторный завод им. Коминтерна, Рудгормаш, Тяжмехпресс, КБ Новмаш-В, ПП Регионгаздеталь, филиалы РЖД(Воронежский вагоноремонтный завод и Воронежский тепловозоремонтный завод), Воронежский механический завод, Воронежсельмаш, предприятия химической промышленности: «Конструкторское бюро химавтоматики», «Воронежсинтезкаучук», «Амтел-Черноземье», «Воронежский керамический завод», Воронежский стеклотарный завод, «Верофарм», ООО «Деко Минералс», предприятия электронной промышленности: материнская компания «Концерна „Созвездие“» и его дочерние компании, предприятия пищевой промышленности: молочный комбинат «Воронежский», Воронежский завод плавленых сыров «Янтарь», Воронежская кондитерская фабрика, Комбинат мясной «Воронежский», предприятия деревообработки: Сомовская мебельная фабрика, холдинговая компания «Мебель Черноземья» и мебельный холдинг «Ангстрем».

 Источник: wikipedia.org


Добавить предприятие Заказать баннер
 
О компании Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×