Страна - Россия Статус - город Котлас Субъект федерации - Архангельская область |
Координаты -
Основан - в 1890 году Город с - 1917 года |
Тип климата -
Население - 60 348 человек (2013 г.) Часовой пояс - UTC+4 |
Город расположен в районе впадения Вычегды в Северную Двину, в 600 км от Архангельска.
Источник: wikipedia.org
Город Котлас приравнен к районам Крайнего Севера. В Котласе умеренно-континентальный климат с продолжительной зимой и коротким тёплым летом.
Источник: wikipedia.org
Первоначально вблизи современного Котласа находилось финно-угорское поселение Пырас. В публицистике XIX века указывается, что Пырас находился в устье Вычегды на месте Котласа. Небольшое зырянское селение Пырас в устье Вычегды существовало уже в XIV веке.
На языке разных народностей (шорцы, кеты, самодийцы, коми и др.) топоним Пырас переводится как «кедровая река», «желтая река», «вход».
Именно здесь святой Стефан Пермский начал свою проповедь среди коми в 1379 году.
Первое упоминание названия «Кодлас (Котлас)» относится к первой четверти XVII века в связи с попыткой братьев Андрея и Петра Семеновичей именитого рода Строгановых купить данное селение в личное пользование. Для этой цели ими была подписана Уговорная память, которую составил кабальный человек Петра Строганова Жданко Соломат. Точной датировки данный документ не имеет, но, судя по всему, относится к 1617—1625 годам. В соответствии с этим документом Кодлас должен был не только отойти к вотчине Строгановых, но и в дальнейшем войти в состав Сольвычегодского уезда. По всей вероятности, именно это и произошло с деревнями, оказавшимися чуть позже на территории Антоновского общества Метлинской волости.
В 1634 году на географических картах, напечатанных в Голландии, отмечен Котлас. Северная Двина в XVII веке была единственной водной артерией для иностранцев, чтобы попасть в Московию, и хорошо описана.
В 1697 году упоминалось название реки Котлас:
А межа той деревне от водочерпа по речке Нимянде, до зимней большия дороги, до звоза, и по зимней дороге пеперек с нижнего конца, в Котлас-речку, и вверх по Котласу до Чёрной руды
В дальнейшем река Котлас стала Котлашанкой.
В 1674 году Котлас попадает на карту Русского царства французского картографа Гийома Сансона и обозначается как „Kotlas“. Факт сам по себе интересный для истории, несмотря на то, что карта изобилует географическими ошибками. До постройки железной дороги это место имело малое экономическое значение. Здесь не было пароходной пристани, которая находилась на противоположном берегу, у деревни Усть-Курья.
В 1677 году в Амстердаме вышла в свет книга богатого нидерландского купца Бальтазара Койэтта, в которой описывается путь от Архангельска до Вологды по рекам Северной Двине и Сухоне. В ней упоминается Пырас.
Когда мы проехали мимо Комарицы и Туровецкой 11 октября 1675 года, здесь нам подул сносный ветер, который помог нам через большую часть мелей у Пыраса, некоего места, лежащего верстах 30 или 40, то есть 7 миль от Устюга… 12 октября пришли к разным деревням, лежавшим по обе стороны пути. По левую сторону лежало очень большое село Вотложемское-Пречистенское, где мы простояли весь день и следующую ночь. Дело было в том, что смотритель лодки с лошадьми пришёл утром к его превосходительству и сообщил, что лодка с лошадьми засела на Пырасе, где глубина воды была не более 4 пяденей.
Возможно, что Пырас понятие собирательное, означающее местность слияния рек, отмелей, на территории которого была деревня Котлас с погостом Стефана Архидиакона.
Утверждённым 13 мая 1895 г. положением соединенного присутствия комитета Сибирской железной дороги и департамента государственной экономии Государственного совета постановлено соорудить ширококолейный железнодорожный путь от станции Пермь Уральской линии до пристани Котлас на Северной Двине. Дорога составлялась из двух участков Пермь — Вятка и Вятка — Котлас, различного значения:
линия Пермь — Вятка являлась необходимым звеном в цепи железных дорог, соединяющих Великий Сибирский путь с Москвой и Петербургом;
линия Вятка — Котлас предназначалась для доставки на север России дешевого хлеба.
В конце XIX века Котлас стал крупной железнодорожной станцией. В январе 1899 года была завершена постройка железной дороги Пермь — Вятка — Котлас длиной 812 вёрст. Берега Северной Двины были укреплены, а внизу около самой реки прямо к пристаням были проложены рельсы. Грузы, прибывшие Котлас по железной дороге, дальше уже отправлялись к Архангельску на пароходах.
Подошли к пристани, к слову сказать, во время вечерних стоянок парохода освещаемой электричеством, проводимым с парохода же. Берег очень высокий; на нём поставлен целый ряд товарных складов, от которых проведены к реке деревянные скаты для нагрузки грузов на суда. Внизу проложены железнодорожные пути. Само село очень невелико, и наибольшее число построек принадлежит железной дороге. Каменный храм велик, но самой ординарной архитектуры. Железнодорожный вокзал, одноэтажное кирпичное здание, отстоит от пристани почти па версту; пассажирам переправляться приходится пешком, а багаж, конечно, некрупный, перетаскивают мальчишки, во множестве толпящиеся на пристани. На противоположном берегу растянулось село Вандокурское, население которого в огромном количестве взращивает капусту, отправляемую в Сольвычегодск, Устюг и Вологду. На берегу, над пристанью воздвигнута высокая триумфальная арка в честь посещения села великим князем Сергеем Александровичем. Над аркою устроен длинный балкон с башенками, откуда открывается чудный вид на далеко убегающую задвинскую долину, окрестные селения и широкую стальную полосу реки.
Во время гражданской войны Архангельск был взят интервентами и они продвигались по Северной Двине к Котласу. При подготовке к обороне было установлено несколько линий минных заграждений Двины, в 120 км от Котласа был перегорожен фарватер Двины. В ноябре 1918 была сформирована 18 стрелковая дивизия, получившая название Котласской[19].
В 1923 году Котлас состоял из четырёх деревень и поселка железнодорожников.
Значение Котласского железнодорожного узла возросло в начале 30-х годов прошлого века. В 1930 году на станцию Котлас-Южный прибывало около 9 тыс. вагонов и порядка 11 тыс. вагонов отправлялось. Основные грузы — хлеб и лес. Перед Великой Отечественной войной грузооборот станции Котлас-Южный достигал 1 млн тонн в год.
17 февраля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Котлас был выделен в самостоятельную административную единицу областного подчинения.
В годы войны после завершения строительства Северо-Печорской железной дороги Котлас превратился в крупный транспортный узел. 28 декабря 1941 года из Воркуты был отправлен первый поезд по новой магистрали. В середине лета 1942 г. Северо-Печорская магистраль была введена в постоянную эксплуатацию на участке Воркута-Котлас-Коноша.
В госпитале пересыльного пункта Котласа в 1943 году скончался знаменитый польский актёр и режиссёр предвоенных лет Евгениуш Бодо (реабилитирован 18 октября 1991 года).
В 1957 году был построен новый железнодорожный вокзал.
11 марта 1987 года на Котласском комбинате хлебопродуктов произошел взрыв мучной пыли на четвёртой силосной башне. Тушение пожара продолжалось трое суток. В первом корпусе больничного городка выбило стёкла на восточном фасаде, и серьёзно повредило стены.
Источник: wikipedia.org
В транспортную систему города входит аэропорт, крупный железнодорожный узел пассажирских и грузовых перевозок.
Построенный в 2001 году мост через Северную Двину обеспечил связь Котласа по автодороге с Архангельском, Вологдой, Кировом и др. С одной стороны, это послужило толчком к развитию промышленности и увеличению объёмов производства, с другой, увеличило конкуренцию, допустив на котласский рынок товары из других регионов.
В городе планируется строительство автодороги Киров-Котлас-Архангельск. Дорога будет начинаться в Южном микрорайоне города и пойдёт через Черёмушское сельское поселение.
Источник: wikipedia.org
Основа экономики Котласа — железная дорога и связанные с ней предприятия. Эта отрасль приносит 40-45 % всех поступлений в бюджет городского округа Котлас. Градобразующее предприятие — Сольвычегодское отделение Северной железной дороги расположено в посёлке Вычегодском. В сфере железнодорожного транспорта существует постоянный спрос на квалифицированные кадры, а зарплаты выше, чем в среднем по городу.
Доля промышленности в отраслевой структуре экономики Котласа составляет 16 %. Большинство предприятий советского периода сумели сохранить свой профиль при переходе на рыночную экономику. Исключение составили мясокомбинат, после банкротства проданный по частям, и хлебокомбинат, который оказался слишком велик для современных условий. Вероятно, избежать других банкротств помогло вмешательство местной администрации, контролировавшей все процедуры банкротства и назначение управляющих, а также помогавшей в поиске инвесторов. Тем не менее, некоторые предприятия сократили объёмы и ассортимент производства.
Серьёзной проблемой для экономики Котласа является отсутствие производства электроэнергии. Цена на электроэнергию в районе на 80 % выше, чем в соседних регионах. Город обеспечивается электричеством от Северодвинской и Архангельской ТЭЦ, работающих на привозном угле и мазуте, и от энергоузла Котласского ЦБК, который работает на газе. Проведение газопровода высокого давления к Архангельску и Северодвинску должно снизить себестоимость продукции и положительно повлиять на развитие промышленности в городе.
Основные сферы промышленности Котласа: машиностроение и металлообработка (49 %), лесная и деревообрабатывающая промышленность (22 %), пищевая (16 %), 6 % производства приходится на строительство. В постперестроечные годы после прекращения финансирования строительства жилья из федерального и ведомственных бюджетов эта сфера производства в Котласе практически сошла на нет. В 2000-х годах объёмы производства резко увеличились, так, за 2007 год они выросли на 38 %. Большая часть строительства ведётся на средства частных инвесторов. Строящиеся квартиры пользуются спросом у горожан и привлекают в город военнослужащих в запасе, реализующих жилищные сертификаты.
Возможности точечной застройки в городе практически исчерпаны, необходимо освоение районов, необеспеченных инфраструктурой. Муниципалитет принимает участие в строительстве объектов инфраструктуры, что должно упростить строительство на новых территориях. 22 % жилого фонда (2008) составляет ветхое и аварийное жильё, с 2005 года ведётся строительство социального жилья для его замещения. Администрация города активно участвует в областных и федеральных программах финансирования строительства, что позволяет при минимальных затратах из городского бюджета поддерживать высокие темпы строительства, в 2008 году Котлас занимал 1 место по вводу жилья на душу населения в области.
Сфера услуг в городе развита недостаточно, это касается бытовых, специализированных её отраслей. В 2008 году муниципальное предприятие, занимающееся пассажирскими перевозками, прошло процедуру банкротства и рынок был занят частными перевозчиками.
Основные предприятия города:
Аэропорт Котлас, ОАО «Авиакомпания „Трансавиа-Гарантия“»;
ГОУП «Пищекомплекс „Котласский“»;
Котласский порт, филиал ОАО «Северное речное пароходство»;
Лимендская база обслуживания флота, представительство ОАО «Северное речное пароходство»;
ОАО «Котласская птицефабрика»;
ОАО «Котласский электромеханический завод»;
ОАО «Лимендский судостроительно-судоремонтный завод»;
ОАО РЖД ВЧ-6, ЛВЧД-12, ПЧ-26;
ООО «Издательский дом „Юг Севера“»;
ООО «Котласский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат»;
ФБУ «Севводпуть» (Северодвинское ГБУВПиС).
Источник: wikipedia.org