Страна - Россия Статус - город Субъект федерации - Самарская область |
Координаты -
Основан - 1683 году Город с - 1796 года |
Тип климата -
Население - 178 750 человек (2010 г.) Часовой пояс - UTC+4 |
Город расположен у подножия Приволжской возвышенности, на правом берегу реки Волга (Саратовское водохранилище), в устье реки Сызранка, в 137 км к западу от Самары вниз по течению.
Источник: wikipedia.org
В Сызрани можно наблюдать умеренно-континентальный климат. Каждое лето здесь жаркое как в пустыне, ну а зимой лучше не выходить на улицу, как следует не подготовившись.
Источник: wikipedia.org
Территория, на которой расположился город Сызрань, издревле привлекала многие народы для поселения и освоения.
Археологические раскопки дают основание предполагать, что уже 3,5 тысячи лет до н.э. в здешних местах проживала высокоорганизованная цивилизация. И это неслучайно: Средняя Волга - пересечение транспортных и торговых артерий.
Город основан в 1683 году воеводой Григорием Козловским. Россия продолжала прирост своих территорий на Востоке, и потому требовались города-крепости для обеспечения безопасности торгового пути.
Свое название крепость получила по названию реки, на которой была основана. В переводе с тюркского "Сызран" - "из оврага текущая", низменная.
Однако достаточно быстро военная функция отодвигается на второй план, а на первый выходит торговая. Уже в XVIII веке город превращается в крупный торговый центр региона. Здесь развивается посредническая торговля, формируется купечество.
В 1780 году Екатерина II учреждает герб города - черный бык в золотом поле - за успехи в торговле скотом и хлебом.
В 1781 году Сызрань становится уездным городом Симбирского наместничества (с 1796 года - Симбирской губернии).
Здесь развивается торговля хлебом, земледелие, кожевенное, сапожное, портняжное, деревообделочное ремесла.
Особый импульс к развитию город получил в последней трети XIX века в связи с прокладкой железной дороги. Здесь пересекались Моршано-Сызранская (позже переименованная в Сызрано-Вяземскую) и Московско-Казанская железные дороги. А знаменитый Александровский железнодорожный мост через Волгу, построенный недалеко от Сызрани (впоследствии переименованный в Сызранский) соединил в 1880 году Европу и Азию (проект Н.А. Белелюбского, инженер В.И. Березин).
Строительство железных дорог способствовало развитию промышленности. Появляются крупные мельницы, гвоздильный завод, чугунно-литейные и механические мастерские, лесопильный завод, банк, телеграф, типография.
Наибольший удельный вес имели мукомольные предприятия. Купцы Перегожины, Стерлядкины, Чернухины, Ильины строили мощные вальцовые мельницы.
На рубеже XIX - XX веков главная отрасль промышленности в Сызрани - мукомольная. Город занимал 4-е место в России по переработке зерна, уступая лишь Нижнему Новгороду, Саратову и Самаре.
После пожара 1906 года, уничтожившего почти все деревянные строения, ведется каменная застройка города. Купцы возводят для своих семей и общественных нужд особняки. На пожертвования горожан строятся церкви. Ныне эти здания являются памятниками архитектуры, многие из них отреставрированы в последние годы.
Промышленный переворот также нашел отражение и в Сызрани.
К 1916 году в Сызрани насчитывалось 15 крупных промышленных предприятий с доходами не менее 20 тысяч рублей, мелких - более ста.
В годы Советской власти на изменение структуры промышленного производства повлияло прежде всего открытие крупных месторождений - нефти и горючих сланцев. "Второе Баку" - это сказано про Сызрань. Неслучайно город буквально "опутан" нитями нефте- и газопроводов, магистральных продуктопроводов.
А в 1919 году началась в Сызрани промышленная разработка горючих сланцев, которые использовались в годы гражданской войны в качестве топлива, а затем было найдено их применение в медицинской промышленности. Сланец являлся исходным сырьем для производства ихтиола, альбихтола, тиокреолина и других препаратов. Продукция сызранского сланцеперерабатывающего завода была востребована не только в СССР, она была знакома медикам Венгрии, Индии, Англии, Турции и во многих других странах.
С 1928 года Сызрань - центр Сызранского округа Средне-Волжского края.
Около 39 тысяч сызранцев встали на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны. 11300 человек сложили головы на полях сражений. 26 горожан за ратный подвиг удостоены звания Героя Советского Союза.
В годы войны промышленный потенциал Сызрани увеличился в 4-5 раз за счет эвакуированных предприятий. А на территории города в те годы располагались некоторые центральные министерства и ведомства, так как вторая столица - г. Куйбышев - не смогла вместить все эвакуированные из Москвы учреждения.
В городе находилось 11 госпиталей для раненых.
В послевоенное время в Сызрани развиваются нефтехимическая, химическая, энергетическая, легкая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, машиностроение.
Сызрань наделена статусом исторического населенного пункта России. Весь исторический центр города представляет собой единый градостроительный ансамбль, хорошо сохранившийся до настоящего времени. Старинный город украшает кремль - единственный сохранившийся в Самарской области. На территории города расположено 322 памятника истории, культуры, архитектуры.
Источник: adm.syzran.ru
Сызрань — крупный железнодорожный узел шести направлений через все страны СНГ. Станции и вокзалы: Сызрань — 1, Сызрань-2, Новообразцовое, Сызрань-Город, Кашпир. До строительства второго пути на участке Сенная-Сызрань также существовал разъезд Засызранский, в настоящее время он является платформой «Засызранский» перегона Сызрань-Город — Кашпир. Большая часть перевозок выполняется муниципальными, ведомственными и коммерческими автобусами, связывающими все части города между собой. Также в городе имеются: автовокзал, речной вокзал и речной грузовой порт.
Источник: wikipedia.org
Основные отрасли экономики города Сызрань: тяжёлая промышленность, лёгкая и пищевая промышленность, строительство, транспорт, малое предпринимательство, торговля. В городе хорошо развит промышленный сектор, насчитывается порядка 30 крупных и средних предприятий занятых в промышленности. Основу промышленного потенциала составляют крупные предприятия нефтеперерабатывающего, химического и нефтехимического и машиностроительного комплексов.
Источник: wikipedia.org