Страна - Россия Статус - город Ставрополь Субъект федерации - Ставропольский край |
Координаты -
Основан - в 1777 году Город с - 1785 года |
Тип климата -
Население - 412 315 человек (2013 г.) Часовой пояс - UTC+4 |
Ставрополь расположился на холмах и распадках в центральной части Предкавказья на Ставропольской возвышенности, в верховьях реки Ташла (бассейн Восточного Маныча), в 1450 км к югу от Москвы, на пересечении автодорог Ростов — Ставрополь, и Астрахань — Элиста — Невинномысск — Черкесск. Крайние высотные отметки — от 230 до 660 м над уровнем моря. Одна из улиц города носит название 45-я параллель, что отражает её точное широтное положение. Таким образом Ставрополь равноудален от Северного полюса и от экватора. Срединность города отмечена и в другом измерении. Встав на одной из самых высоких точек Предкавказья, он оказался на водоразделе бассейнов Азовского и Каспийского морей, ровно в середине между ними. Это центральное расположение изначально придало городу важное геополитическое значение, которое точно отражено в символической фразе: «Ставрополь — врата Кавказа».
Источник: wikipedia.org
В Ставрополе работают следующие виды транспорта: воздушный, железнодорожный, автобусный, городской электротранспорт — троллейбус. Самый первый троллейбус в Ставрополе вышел на маршрут в 1964 году.
Бурное железнодорожное строительство второй половины XIX и начала XX веков не обошло и Северный Кавказ. Однако основная линия железной дороги Ростов — Кавказская — Армавир — Минеральные Воды — Владикавказ обошла Ставрополь стороной. Губерния остро нуждалась в возможности вывоза сельхоз-продуктов в промышленные центры и черноморские порты. Поэтому в 1897 году была проложена ветка Кавказская — Ставрополь, но из-за установленных монопольно высоких цен она только сдерживала развитие Ставрополья. Выходом из данной ситуации стало строительство «Ставрополь-Туапсинской железной дороги».
С 1916 года Ставрополь перестает быть железнодорожным тупиком, в нём работает 2 вокзала, первый тупиковый построенный АО «Владикавказские железные дороги» в 1897 году Ставрополь-Ростовский железнодорожный вокзал и второй построенный в 1916 году АО «Армавир-Туапсинской железной дорогой» Ставрополь-Туапсинский железнодорожный вокзал являющейся транзитным на участке Туапсе — Элиста.
В период Гражданской войны участок Армавир — Ставрополь очень пострадал, и Советское руководство сочло нецелесообразным его восстановление, так как железнодорожная развязка между этими двумя железными дорогами была построена в черте города, и всем поездам двигавшемся с Петровского села приходилось ехать через город. В связи с этим был запущен участок Михайловск — Старомарьевская, после чего второй вокзал оказался в стороне от основной дороги. Город вновь стал тупиком, в связи с этим тормозится его экономическое и культурное развитие, поэтому на многих уровнях все эти годы поднимается вопрос о соединении города железнодорожной веткой с Армавиром.
О существовании железной дороги напоминают мосты, насыпи а также название целого района — Туапсинка.
В настоящее время в Ставрополе функционирует один вокзал — Ставрополь-Ростовский железнодорожный вокзал.
Напрямую из Ставрополя можно уехать в Москву (Павелецкий вокзал) (по нечётным числам), Ростов-на-Дону, Воронеж и другие населённые пункты России. В летнее время количество пунктов назначения увеличивается: начинают курсирование прицепные вагоны с сообщением Адлер-Ставрополь-Адлер к поезду Ростов-Адлер-Ростов.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года ожидается строительство железнодорожной линии Ставрополь — Невинномысск в целях оптимизации транспортной связи города Ставрополя с курортной зоной города Минеральные Воды.
Сейчас город находится на федеральной трассе Р216 (бывшее А154) Ставрополь — Элиста — Астрахань и Р269 Ставрополь — Батайск.
Кроме того, городской транспорт представлен автобусами, маршрутными такси, такси, также в городе действует девять троллейбусных маршрутов. До середины 2000-х город имел 12 троллейбусных маршрутов, планируется их восстановление. Проект ставропольского трамвая не был реализован из-за революции (сорвался третий проект). Однако, в настоящее время Генеральным планом предусмотрено строительство трамвайной сети, охватывающей все районы города.
Автобусы представлены марками МАЗ—103 и МАЗ—206, ЛиАЗ—5256.26, ВМЗ-4252 «Олимп»,Mercedes-Benz Türk O325, ПАЗ-3203, −3205, −4234 . Имеются и другие модели.
Троллейбусы — марками БТЗ—52761, ЗИУ—682, ВЗТМ—5284.01
Маршрутные такси — марки «ГАЗель» и маршрутные такси зарубежного производства.
В Ставрополе функционируют 4 автовокзала :
Центральный Автовокзал — рейсы до Черноморского побережья, городов Дагестана, Чеченской республики, Карачаево-Черкессии, городов России (Ростовская область, Краснодарский край), Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Волгограда, Элисты, Саратова, Харькова, Праги и других городов и сёл Ставропольского края и регионов России.
Автостанция №1 — рейсы до курортов Ставропольского края (Пятигорска , Кисловодска, Ессентуков, Железноводска), городов Ставропольского края (Минеральных Вод, Новопавловска, Невинномысска, Георгиевска, Зеленокумска, Лермонтова и др.), межобластные (Черкесска, Усть-Джегуты, Домбая, Теберды, Одессы, Москвы и др.).
Автостанция № 2 — рейсы до ближайших городов и сёл Ставропольского края (Михайловска, Новоалександровска, Изобильного, Донского, Солнечнодольска, Рыздвяного и др.).
Пригородная Автостанция — рейсы до ближайших посёлков Ставропольского края (Татарка, Михайловск, Московское, Надежда и др.)
Воздушными «воротами» Ставрополя является международный аэропорт Ставрополь (Шпаковское). Самый первый двухместный почтовый самолёт проследовал в середине ноября 1935 года по маршруту Ставрополь — Пятигорск, взлетев с только что открытого в Ставрополе аэродрома. В связи с передачей аэропорта в краевую собственность ускорились темпы его развития, расширяется география полётов, отмечается снижение цен на авиаперелёты в Москву.
В Ставрополь летают несколько ведущих авиакомпаний России: Ютэйр, Московия, S7 Airlines, Трансаэро, а также Донавиа (дочерняя компания Аэрофлота) и ASTRA Греция.
Ежедневно из Ставрополя выполняется 5 рейсов на Москву (аэропорты Внуково, Домодедово, Шереметьево) и ежедекадно в Грецию.
Источник: wikipedia.org
Сегодня экономическую основу современного промышленного потенциала города составляют более 400 предприятий. В последние годы введены в эксплуатацию новые цеха по производству медицинских препаратов, проведены работы по техническому обновлению производства монокристаллов, электроизмерительных приборов, металлоконструкций. Модернизировано производство пива, соков, мороженого и другой продукции. За последние годы объём производства товаров, работ, услуг по промышленным видам деятельности увеличился в 1,6 раза. В структуре общекраевого промышленного производства доля Ставрополя составляет около 24 %. Также в Ставрополе находится филиал Сбербанка России ОАО — Северо-Кавказский Банк, которому организационно подчинены отделения Сбербанка России на территории Ставропольского края и республик Северного Кавказа. В целях содействия росту социально ориентированной экономики и обеспечения качества жизни населения Ставропольского края учреждена Торгово-промышленная палата Ставропольского края.
Основное место в структуре промышленного производства Ставрополя занимает машиностроение. Большую роль в экономике Ставрополя играет также производство радиоэлектронной аппаратуры, комплектующих для автомобилей, зарядных устройств, систем управления судов, систем защиты от электрохимической коррозии, измерительных инструментов, счётчиков электрической энергии. Производство пищевой продукции в стоимостном выражении составляет 35 % в структуре общего объёма промышленной продукции, производимой городом. Это различные продукты питания: колбасные изделия, консервы, мука, сыры, растительное и животное масло, пиво, алкогольные и безалкогольные напитки. Кроме того, в краевом центре выпускаются также продукты химии и высоких технологий.
Источник: wikipedia.org