История
В сентябре 1777 на месте современного Георгиевска была заложена крепость № 4 Азово-Моздокской оборонительной линии, получившая имя Святого Георгия Победоносца.
Известна тем, что в 1783 году здесь был заключен Георгиевский трактат между Россией и Грузией, по которому царь Ираклий II признавал добровольное вхождение Восточной Грузии под покровительство России.
В 1786 году крепость святого Георгия была преобразована в уездный город Георгиевск Кавказского наместничества.
Начало XIX в. — расцвет города. Георгиевск, старый купеческий город, — в прошлом место проведения на Северном Кавказе крупнейших ярмарок.
С XIX века — центр шёлковой промышленности; в эти времена также открылись: лечебная управа, приходское и уездные училища.
С 1802 по 1822 года Георгиевск был центром Кавказской губернии. Возросла его роль как административного и военного центра. Окрестные села, превосходившие губернский город по населению попадали лишь под административное влияние, и частично экономическое, в остальном, оставаясь автономными поселениями. Экономика села находилась на полном самообеспечении.
6 сентября 1824 года генерал от инфантерии Ермолов пишет рапорт Александру I о необходимости перевода всех областных присутственных мест из Георгиевска в Ставрополь.
2 октября 1824 года Указом Александра I все областные присутственные места переводятся в Ставрополь. Георгиевск вновь становится уездным городом (Георгиевский уезд) и постепенно теряет прежнюю значимость.
В 1825—1831 годах после нескольких крупных набегов горцев правительство приняло ряд мер по укреплению южных границ. Были основаны десятки станиц в предгорьях, в том числе и станица Георгиевская напротив Георгиевска в 1829 году. В казачье сословие были переведены и стали станицами Александрийская, Подгорная, Незлобная. Позже, в 1848 году, между Георгиевском и Пятигорском была основана станица Лысогорская. Отмена крепостного права по-своему сказалась на сельской местности Предкавказья. В окрестностях Георгиевска не было ни одного помещичьего владения, все села представляли общины государственных крестьян.
С 1830 года — «заштатный город» (но всё также является транспортным узлом — «воротами» КавМинВод).
В 1868 году от Ставропольской губернии к Терской области отчислен заштатный город Георгиевск.
Строительство и открытие в 1875 году Владикавказской железной дороги обусловили начало экономического подъема. Железная дорога прошла по юго-западной части современного Георгиевского района. В станице Незлобная была создана одна из крупнейших на Северном Кавказе железнодорожных станций, служившая перевалочной базой для всей Кумской долины. Её грузооборот в конце XIX века был самым большим на Владикавказской железной дороге. На рубеже веков территория нынешнего Георгиевского района представляла собой плотнонаселенные долины Кумы и Подкумка (8 сел и станиц) и полное отсутствие постоянного населения на остальной территории.
В Георгиевске останавливались: А. С. Пушкин в 1820 и 1829 годах, Л. Н. Толстой, М. Горький, князь П. И. Багратион. Генералы Н. Н. Раевский и А. П. Ермолов долго жили в городе.
В Георгиевске неоднократно бывал М. Лермонтов. В детстве, в 1820 и 1825 гг., он вместе с бабушкой, Е. А. Арсеньевой, останавливался здесь по пути в поместье Шелкозаводское, принадлежащее Е. А. Хастатовой (сестре бабушки Лермонтова), и на Горячие Воды, где была её усадьба. Рассказы Хастатовой о быте и нравах горцев, о войне на Кавказе отразились в ранних поэмах Лермонтова. Хастатова похоронена в Георгиевске.
В 1868 году Георгиевск вошёл в Терскую область. Со строительством в станице Незлобной станции на Владикавказской железной дороге начался новый этап. В конце XIX века расцвет Георгиевских ярмарок — крупнейших на Северном Кавказе (скот, хлеб).
В 1894 году возникают первые кустарные кузнецкие мастерские, положившие начало АО «АрЗиЛ». В 1900 основаны маслобойня (МЭЗ), мясобойня и др.
В 1920-х Георгиевск становится крупным промышленным и торговым центром Предкавказья. Построены кирпичный, консервный, винодельный заводы, техникум сельского хозяйства.
Город находился под оккупацией с 9 августа 1942 по 10 января 1943 года.
В 1960-70 годы Георгиевск — крупнейший центр машиностроения в крае.
Во второй половине 50-х и в 90-х XX века здесь побывал А. Солженицын — в Георгиевске похоронены отец и мать писателя.
В Георгиевске прямоугольная планировка сохранилась от крепости. Старый центр располагался у реки Подкумок, в районе Никольской церкви (1777—1780, старейшая в крае православная церковь, памятник деревянной архитектуры XVIII века). Современный центр сложился в начале XX века вокруг торговой площади.
К северу от центра строят первые промышленные предприятия. В 1920-30 годах застраивается привокзальный район. К 1950-м годам относится комплекс 2—3 этажных домов в стиле неоклассицизма. В 1970—1990 годах застраивается юго-западная часть города. Ныне основная часть Георгиевска — частный сектор; многоэтажные дома расположены в центре (5-12 этажей), микрорайон «Берёзка» (5-10 этажей), 347, 348 кварталы. В городе три промзоны (крупнейшая «Северная» — вдоль дороги на станицу Подгорная).
13 декабря 2001 года Правительство Ставропольского края постановило «Передать Краснокумский сельсовет из подчинения администрации г. Георгиевска в состав Георгиевского района».
Инфраструктура
В Георгиевск можно попасть и выбраться с пяти сторон пассажирским автотранспортом (из Пятигорска, Минеральных Вод, Прохладного, Будённовска и Шаумянского, Приэтокского и со стороны Кабардино-Балкарской республики) и с трех сторон железнодорожным (из Минеральных Вод, Буденновска и Прохладного). Ближайший аэропорт находится в 27 км в г. Минеральные Воды («Трансагентство», «Кавминводыавиа», авиакассы). Ближайший речной порт в Ростове-на-Дону.
Город расположен на автодороге P263 — Георгиевск — Буденновск — Каспийский (и/или P285 Минеральные Воды — Подгорная (Георгиевск) — Зеленокумск — Будённовск — Нефтекумск (Урожайное) — Каспийский (или Кочубей).
Общество с ограниченной ответственностью «Георгиевское предприятие автомобильного транспорта и механизации» — ООО «Георгиевское ПАТиМ». В 2008 году предприятию исполнилось 50 лет. Пассажирскими перевозками занимается с 1995 года. Одно из первых предприятий которое стало обслуживать частных перевозчиков. В настоящее время ликвидировано. Подавляющим большинством пассажирских перевозок в г. Георгиевске в настоящее время занимаются индивидуальные предприниматели. Есть также автоколонна 1274 (бывшее грузовое АТП), спецАТХ (коммунальщики), муниципальное пассажирское автопредприятие.
Проще всего приехать из Пятигорска — около 80 автобусов и около 150 маршрутных такси в день. Из Мин-Вод. Со стороны Буденновска, со стороны Прохладного. В самом центре города находится достаточно крупный автовокзал — около 150 рейсов междугороднего транспорта и несколько сотен рейсов пригородного в день. Проблем с поездкой в ближайшие села и станицы не будет. Автовокзал — это центр Георгиевска — все маршруты общественного автотранспорта ведут к нему. Однако он находится в 2,5 км от ж/д вокзала (памятника архитектуры нач. ХХ в.) и добраться туда можно на маршрутках номер 1, 8.