Страна - Россия Статус - город Субъект федерации - Свердловская область |
Координаты -
Основан - 1723 году Город с - 1781 года |
Тип климата -
Население - 1 377 738 человек (2012 г.) Часовой пояс - UTC+6 |
Екатеринбург находится в центральной части Евразии, в 1667 км к востоку от Москвы.
Город расположен на восточном склоне Уральских гор, по берегам реки Исеть, на которой в пределах города образованы 4 пруда — Верх-Исетский, Городской, Парковый и Нижне-Исетский. Также в черте города находятся четыре естественных озера: на востоке — Шарташ и Малый Шарташ, на северо-западе — Шувакиш, на западе — Здохня.
Источник: wikipedia.org
Екатеринбург находится в зоне умеренно-континентального климата с характерной резкой изменчивостью погодных условий, хорошо выраженными сезонами года. Уральские горы, несмотря на их незначительную высоту, преграждают путь массам воздуха, поступающим с запада, из европейской части России. В результате Средний Урал оказывается открытым для вторжения холодного арктического воздуха и сильно выхоложенного континентального воздуха Западно-Сибирской равнины; в то же время с юга сюда могут беспрепятственно проникать тёплые воздушные массы Прикаспия и пустынь Средней Азии. Поэтому для Екатеринбурга и характерны резкие колебания температур и формирование погодных аномалий: зимой — от суровых морозов до оттепелей и дождей, летом — от жары выше +35 °C до заморозков. В январе 2002 года в Екатеринбурге наблюдалось уникальное явление — зимняя гроза.
Источник: wikipedia.org
Весной 1723 года по указу императора Петра I на берегах реки Исеть развернулось строительство крупнейшего в России железоделательного завода. Датой рождения города стал день 7 (18) ноября 1723 года, когда в цехах был осуществлён пробный пуск кричных бо́евых молотов. Строительство завода началось по инициативе В. Н. Татищева, однако в дальнейшем он натолкнулся на противодействие промышленника Н. Д. Демидова. Татищева поддержал Г. В. де Геннин, по инициативе которого завод-крепость нарекли Екатеринбургом — в честь императрицы Екатерины I, супруги Петра I.
«… новую крепость, которая построена в Угорской провинции при реке Исеть, и в ней заводы с разными фабрики и мануфактуры, назвали во име Екатеринбург, для памяти вечные роды и для вечной славы ея величества, всемилостивейшей государыния императрицы; …»
Екатеринбург возводился как столица горнозаводского края, раскинувшегося на громадной территории по обе стороны Уральского хребта, в двух частях света — Европе и Азии. Сам Екатеринбургский завод в первые годы работы превосходил по технологической оснащённости все иные металлургические предприятия не только страны, но и мира.
Екатерина II в 1781 даровала Екатеринбургу статус уездного города Пермской губернии, что отражено в историческом гербе Екатеринбурга. Во время правления Екатерины II через молодой город проложили главную дорогу Российской империи — Большой Сибирский тракт. Таким образом, Екатеринбург, в числе других пермских городов, стал городом-ключом к бескрайней и богатой Сибири, «окном в Азию», подобно тому, как Петербург был российским «окном в Европу». В 1807 роль столицы горнозаводского края была подтверждена присвоением Екатеринбургу статуса единственного в России «горного города». Открытие в середине XVIII века в окрестностях Екатеринбурга (ныне город Берёзовский) богатых россыпных месторождений золота также дало мощный импульс развитию города.
С конца XIX — начала XX века Екатеринбург — один из центров революционного движения на Урале. 26 октября (8 ноября) 1917 года в городе была установлена советская власть. Бывший российский император Николай II с семьёй расстреляны в городе в июле 1918 года, в Доме Ипатьева (сейчас на этом месте построен Храм-на-Крови) за несколько дней до занятия города чехословацкими и белогвардейскими войсками 25 июля 1918 года. 13 августа в Екатеринбурге было сформировано Уральское временное правительство, просуществовавшее до ноября 1918 года, когда оно признало верховную власть Всероссийского правительства адмирала А. В. Колчака. В июле 1919 года город был снова взят силами Красной армии. С 1918 года Екатеринбург — центр Екатеринбургской губернии (во время господства белой власти она упразднялась и восстанавливалась), в 1923—34 — Уральской области. 14 октября 1924 года Екатеринбургский горсовет вынес решение о переименовании города в Свердловск в честь Якова Свердлова, деятеля Коммунистической партии и Советского государства.
В советские годы из провинциального уездного городка Пермской губернии город превратился в мощный индустриальный центр страны. Среди российских городов он входил в пятёрку, а по ряду показателей в тройку наиболее развитых. В 1930-е годы в городе началось масштабное строительство машиностроительных и металлургических заводов-гигантов.
20 сентября 1933 года ВЦИК постановила город Свердловск Уральской области и рабочие поселки Нижнеисетский и Уктус, расположенные на территории пригородной зоны Свердловского горсовета, объединить в один город, сохранив за объединенным городом его основное наименование «Свердловск».
Город внёс огромный вклад в Победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. В Свердловске сформированы 22-я и 70-я армии, несколько дивизий, ряд других частей и соединений, в том числе легендарный Уральский добровольческий танковый корпус.
В послевоенные годы вступили в строй новые промышленные и сельскохозяйственные предприятия, началось массовое жилищное строительство, коренным образом меняется тепло- и газоснабжение, в 1980 году началось строительство метро. Весной 1979 года в городе случилась эпидемия сибирской язвы. 4 октября 1988 года произошёл взрыв на станции Свердловск-Сортировочный.
4 сентября 1991 года городу возвращено имя Екатеринбург. Железнодорожной станции имя «Екатеринбург» было возвращено 30 марта 2010 года[. Перестройка и переход к рыночной экономике в конце 1980-х — начале 1990-х годов негативно отразились во многих сферах жизни города.
В 2000-е годы в Екатеринбурге началось активное развитие торговли, бизнеса, туризма. В 2003 году в Екатеринбурге прошли переговоры президента России В. Путина и канцлера ФРГ Г. Шрёдера. С 15 по 17 июня 2009 года в Екатеринбурге проходили саммиты ШОС и БРИК, что серьёзно повлияло на экономическую, культурную и туристическую ситуацию в городе. 13—16 июля 2010 года в городе прошла встреча президента России Дмитрия Медведева и канцлера ФРГ Ангелы Меркель.
Источник: wikipedia.org
Екатеринбург — третий по величине транспортный узел России (после Москвы и Санкт-Петербурга) — здесь сходятся 6 федеральных автотрасс, 7 магистральных железнодорожных линий, а также располагается крупнейший за пределами двух столиц международный аэропорт. Формирование Екатеринбурга как важнейшего транспортного узла во многом обусловлено выгодным географическим расположением города — на невысоком участке Уральских гор, через который было удобно прокладывать магистрали, связывающие европейскую и азиатскую части России.
В Екатеринбурге представлены практически все виды городского транспорта. С 1991 года в городе действует 6-й в России и 13-й в СНГ метрополитен. На данное время работает одна линия с 9 станциями. За 2011 год было перевезено 38,3 млн пассажиров (к октябрю 2012 пассажиропоток вырос на 71%). По этому показателю метро Екатеринбурга занимает четвёртое место в России, уступая московскому, петербургскому и новосибирскому метро. Ныне крупнейшая в России после столичных (московской и петербургской), трамвайная сеть появилась в городе в 1929 году и в данное время играет ведущую роль в системе городского транспорта. Объём перевезённых за год пассажиров составляет 188,2 миллионов человек, правда с каждым годом этот показатель снижается (например, в 2003 году он составлял 245 миллионов человек). По состоянию на 2012 год функционирует 30 маршрутов, на которых работает 457 вагонов. Общая длина путей составляет 185,5 км. В Екатеринбурге действует 52 автобусных маршрута, в т.ч. 29 - муниципальных (ЕМУП МОАП). За 2007 год муниципальными автобусами внутригородского сообщения было перевезено 114,5 миллионов пассажиров (в 2006 году — 124,6 миллиона пассажиров). Снижение объёмов объясняется усиливающейся ролью маршрутного такси в системе городского транспорта Екатеринбурга. В парке муниципального объединения автобусных предприятий насчитывается 537 автобусов. Троллейбусное движение в Екатеринбурге существует с 1943 года. В 2012 функционируют 19 маршрутов, на которых работает 266 троллейбусов. Общая протяжённость троллейбусных линий составляет 168,4 км. Число пассажиров, перевезённых за 2007 год троллейбусным транспортом составило 78,4 миллионов человек (в 2006 году этот показатель равнялся 84,3 миллионам пассажиров).
Общий объём перевозок пассажиров всеми видами транспорта ежегодно снижается. Если в 2002 году годовой пассажиропоток муниципального транспорта составлял 647,1 млн человек и по этому показателю город с большим отрывом занимал в стране третье место, то по итогам 2008 года этот показатель составил 412 млн человек (четвёртое место в России). Основными причинами снижения объёма перевозки пассажиров являются увеличение количества личных автомобилей, а также перегруженность автотранспортом центральных улиц города, что значительно затрудняет скорость передвижения общественного транспорта. Положительная тенденция увеличения объёма перевозок сохраняется только у метрополитена, как самого скоростного вида — во многом за счёт вызванной дорожными заторами низкой скорости наземного транспорта. Для связи строящегося микрорайона Академический с центром города предполагается строительство линии скоростного трамвая. Также с 2005 года действует маршрут городского электропоезда, связывающий западную (микрорайон Семь Ключей) и южную (микрорайон Елизавет) части Екатеринбурга.
Источник: wikipedia.org
Екатеринбург является одним из крупнейших финансово-деловых центров России, здесь сконцентрированы офисы транснациональных корпораций, представительства иностранных компаний, большое количество федеральных и региональных финансово-кредитных организаций. Банковский сектор Екатеринбурга насчитывает более 90 банковских организаций, в числе которых 19 местных. В рейтинге TOP500 крупнейших российских банков за 2008 год вошло 12 банков, зарегистрированных в Екатеринбурге (третий показатель после Москвы и Санкт-Петербурга) — это Уральский банк реконструкции и развития, Северная Казна (в 2011 году прекратил своё существование), СКБ-банк, УралТрансБанк, Свердловский Губернский банк, Драгоценности Урала (в 2007 году был куплен Русь-Банком), Екатеринбургский муниципальный банк, Гранкомбанк, Банк24.ру, ВУЗ-банк, Кольцо Урала и Уралфинпромбанк. В 2006 году ещё один екатеринбургский банк — Уралвнешторгбанк объединился с Сибакадембанком для образования УРСА Банка, который в свою очередь был присоединен в 2008 году к МДМ-Банку.
Екатеринбург с самого своего основания был крупным промышленным центром. В XVIII веке основными отраслями были выплавка и обработка металла, с начала XIX века появилось машиностроение, а во второй половине XIX столетия большое распространение получили лёгкая и пищевая (в особенности — мукомольная) промышленности. Новый виток развития производства пришёлся на период индустриализации — в это время в городе строятся заводы-гиганты, определившие отрасль специализации промышленности города — тяжёлое машиностроение. В годы Великой Отечественной войны Свердловск принял около шестидесяти предприятий, эвакуированных из Центральной России и Украины, в результате чего произошло усиление производственной мощности существующих заводов и зарождение новых отраслей уральской промышленности. В настоящее время в Екатеринбурге зарегистрировано 220 крупных и средних предприятий. В том числе располагается несколько штаб-квартир крупных российских компаний — «МРСК Урала», «Энел ОГК-5», «Сталепромышленная компания», «Русская медная компания», «Свердловскэнергосбыт», концерн «Калина».
Источник: wikipedia.org