Страна - Россия Статус - город Субъект федерации - Саратовская область |
Координаты -
Основан - 1590 году Город с - 1780 года |
Тип климата -
Население - 836 900 человек (2012 г.) Часовой пояс - UTC+4 |
Климат Саратова умеренно-континентальный. Для города характерна длительная (около четырёх месяцев), умеренно холодная зима и жаркое, часто засушливое лето. Самый холодный месяц — январь, самый тёплый — июль. Осадки выпадают равномерно в течение года, меньше — весной. Зимой, особенно в конце января - начале февраля, бывают морозы до -30 °C.
Источник: wikipedia.org
Люди жили на месте современного Саратова с древнейших времён. Свидетельство тому Алексеевское городище — археологический памятник с культурными горизонтами от катакомбной культуры эпохи средней бронзы (XX—XIX вв. до н. э.) до русского поселения золотоордынского времени (XIII—XIV вв.). Поселение то возрождалось в период относительно стабильного государственного устройства (Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда), то исчезало без следа в период очередного прилива волн кочевых народов. Последний такой цикл перед основанием Саратова закончился в 1395—1396 гг., в период нашествия Тамерлана, который разрушил Увек (Укек) — золотоордынский город, центр одноимённого улуса. В следующие 200 лет редкое население Дикого поля было представлено ногайскими, а затем калмыцкими кочевьями, казаками и рыболовецкими артелями московских монастырей.
После походов русских войск на Казанское ханство в 1552 и на Астраханское ханство в 1556 году Московское царство получило обширные территории Поволжья. При царе Фёдоре Ивановиче было решено строить на Волге новые города-крепости. Летом 1586 года была основана крепость Самара, а летом 1589 года — Царицын (ныне Волгоград). Город Саратов был основан 2 (12) июля 1590 года князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном.
Точное место первоначального Саратова неизвестно — оно варьируется от современных левобережной Анисовки напротив Увека до Пристанного на правом берегу Волги. В зиму 1613—1614 годов город сгорел и был вновь построен на левом берегу Волги, в устье реки Саратовка, в 1617 году. На этом месте его видели Адам Олеарий в 1636 году и Ян Стрюйс:
14 августа 1669 года бросили якорь в Саратове. Это небольшой город, расположенный на равнине, орошаемой одним из рукавов реки Волги. Соседство казаков, татар, калмыков заставляет содержать в нём сильный гарнизон. В этом месте начинают встречаться калмыки, которые на мой взгляд безобразнее и страшнее всех людей.
Адам Олеарий в своей книге сделал гравюру саратовского кремля.
В 1674 году, по царскому указу Алексея Михайловича «Саратов на горах делать новый», город был перенесён на правый берег Волги, в район нынешней Музейной площади.
В итоге город Саратов закладывался русскими воеводами три раза: в 1590, 1617 и 1674, и каждый раз на новом месте. К югу от горы, которая сейчас называется Соколовая, полковник Александр Шель заложил уже третью на новом месте постройку города в 1674 году. Соколовая гора и сейчас является популярным местом, откуда виден весь центр города.
Весь XVII век Саратов и окрестности подвергались разорениям от разных воровских шаек, калмыков и кубанских татар, не перестававших нападать на него вплоть до первой половины XVIII века. В 1670 году Степан Разин подверг город трёхдневному грабежу. В 1708 году Саратов был в осаде войск Булавина.
Оседлое земледельческое население весьма долгое время не могло занять края. Сюда шли лишь те, кого привлекала вольная жизнь казачества и безнаказанность грабежей и разбоев на Волге. Казанский губернатор Артемий Волынский, в своём донесении в Сенат в 1719 году, говорит:
От Саратова до Астрахани, между городов по двести и по триста верст жила никакого нет, того ради, как купецким людям, так и протчим проезжим и рыбным ловцам от калмыков и от кубанцев чинится великое разорение и работных людей берут в плен.
Существует несколько гипотез о названии Саратова, но общепринятой на данный момент нет. В недавнем прошлом считалось, что Саратов получил своё название по названию Соколовой горы, по-татарски «сары тау» — «жёлтая гора». Однако ныне эта гипотеза опровергнута, так как Соколовая гора никогда не была жёлтой, и на ней всегда рос лес. Есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» — «низменный остров» или «сарык атов» — «ястребиный остров». Есть предположение, что Саратов получил своё название от скифско-иранского гидронима «сарат». Существует также множество гипотез, которые находят куда меньшее подтверждение, чем вышеприведённые.
Источник: wikipedia.org
Саратов расположен на пересечении магистральных железнодорожных и автомобильных линий, водных маршрутов. Имеются подъезды к городу от федеральных трасс М5 и М6. Также через Саратов проходят федеральные магистрали Р228 («Сызрань—Саратов—Волгоград»), А144 E 38 AH61 («Саратов—Воронеж—Курск») и Р158 («Саратов—Пенза—Саранск—Нижний Новгород»), а также Р226 («Самара—Волгоград»), Р234 («Саратов—Песчаный Умёт») и Р208 («Саратов—Сокур»). Вблизи города проходит объездная дорога.
Перевозки пассажиров по железной дороге в пригородном, дальнем, а также международном сообщении обеспечивают Вагонное депо Саратов, Локомотивное депо Саратов (Саратов II) и железнодорожные станции Саратов I, Саратов III, Трофимовский I. Планируется строительство железнодорожного объезда вокруг Саратова длиной 45 км.
Действует Саратовский международный аэропорт, разработан проект переноса аэропорта из северной части города за городскую черту, в район села Сабуровка. В 2012 году Саратову выделены федеральные средства на строительство нового аэропорта. 10 октября 2012 года состоялась закладка первого камня нового аэропорта в Сабуровке.
Междугородние и пригородные перевозки осуществляет автобусный транспорт. Автобусы отправляются по маршрутам от автовокзала, улицы Радищева, Сенного рынка, стадиона «Волга» и от нескольких стоянок в городе.
С речного вокзала осуществляются рейсы на круизных теплоходах в крупные города на Волге и на небольших судах местных линий в близлежащие сёла (Кошели, Шумейку и Сосновку).
Городской общественный транспорт
В Саратове действуют основные системы общественного транспорта — трамвайная, троллейбусная, автобусная, маршрутного такси и такси. В настоящее время в Саратовской области проводится работа по оснащению автобусов пригородных и межмуниципальных маршрутов, а также грузового транспорта системами мониторинга ГЛОНАСС/GPS.
Старейшая из действующих систем общественного транспорта в Саратове — трамвайная — была открыта в 1908 году. В 1952 году была открыта троллейбусная система. В советское время также появились автобусные маршруты. С 1995 года широкое распространение получили маршрутные такси.
Трамвайная и троллейбусная системы объединены под управлением МУПП «Саратовгорэлектротранс».
С увеличением численности населения города в конце 1980-х начал рассматриваться проект строительства метрополитена. Проект пока не дошёл до практической реализации, и в федеральной программе строительства и финансирования метрополитенов в РФ до 2020 года Саратов отсутствует. В 2010 году общественным движением «Саратовцы за метро» было предложено несколько проектов скоростного транспорта в Саратове, но администрация города упорно игнорировала эти предложения (см. статью «Скоростной транспорт в Саратове»).
Источник: wikipedia.org
Бурное развитие Саратова во всех направлениях экономики началось во время индустриализации страны 1930-х годов. В то время были построены крупные машиностроительные заводы, а после войны — приборостроительные и радиоэлектронные предприятия оборонного профиля. Таким образом, Саратов стал важным научным и производственным центром. В годы пятилеток Саратов стал индустриальным центром на юго-востоке страны. В наши дни город — важный промышленный центр Поволжья. Две трети промышленной продукции Саратова выпускают крупные и хорошо оборудованные предприятия машиностроения и приборостроения.
Саратовские предприятия производят различные сложные станки, транспортное оборудование, электростанции для сельского хозяйства, проволоку, гвозди, трикотаж, газовую аппаратуру, пиломатериалы, швейные изделия, кондитерские и табачные изделия, высококачественную мебель, домашние электрические холодильники и другие виды промышленной продукции.
Для последних двух десятилетий характерно фактическое исчезновение ряда промышленных предприятий города. Большинство из них были перепрофилированы в торговые и складские зоны. В числе закрытых предприятий находятся Саратовский авиационный завод, ламповый завод, деревообрабатывающий завод «Карат Плюс», СНИИМ, завод им. Ленина, маслозавод (строения, являвшиеся памятниками промышленной архитектуры рубежа XIX—XX веков, снесены), станкостроительный завод, Саратоврезинотехника и некоторые другие.
Источник: wikipedia.org