История
В течение XVIII века земли близ нынешнего Батайска несколько раз переходили от России к Турции и обратно, окончательно войдя в состав Российской Империи по итогам Русско-турецкой войны 1768—1774 годов, после чего на завоёванной территории была образована Азовская губерния. Однако заселение этих земель началось раньше: ещё в 1769 году крестьяне-великороссы перешли Дон и поселились на берегу реки Койсуг, основав Батайскую слободу. Примерно в это же время ниже по течению поселились запорожцы, основав Койсугскую слободу.
XIX — начало XX века
В 1801 году село Батайское представляло собой одну улицу, названную впоследствии Набережной (сейчас — Половинко), застроенную между нынешними улицами Калинина и Куйбышева. В центре села, где сейчас находятся переулки Короткий и Малый, был слободской центр. На нём к 1810 году построили деревянную церковь во имя святого Архистратига Михаила, а также здание сельского правления, расправу, арестантскую и, несколько позже, сельское прикладное училище.
Батайск разрастался на юг в основном вдоль переулка Мостового (Куйбышева). Появились улицы Церковная (Ленинградская), Михайловская (Луначарского), переулок Иорданский (Калинина).
В 1856 году Батайск был центром одноимённой волости, в которую входили слобода Койсуг, хутора Кулешовка, Высочино, Кочеванчик, Самарский, сёла Ново-Николаевка, Ново-Батайск.
14 июля 1875 года была открыта станция Батайск Владикавказской железной дороги.
В 1887 году Ростовский уезд, в который входил Батайск, переводится из Екатеринославской губернии в Область Войска Донского.
На 1904 год в селе Батайском проживало 17616 человек; насчитывалось 11 улиц, 2576 жилых домов, 2 церкви и 4 низших училища.
Советский период
В 1924 году образован Батайский район, с центром в селе Батайском (с 1927 года — рабочий посёлок).
В 1930 году было принято решение строить на восточной окраине Батайска аэродром, вокруг которого вырос новый микрорайон — Авиагородок. Открылись авиашкола, авиаремонтный завод. В 1935 году открылся хлебокомбинат.
12 января 1935 года вышел первый номер газеты «Вперед». Газета «Вперед» (орган райкома ВКП(б) и райисполкома) ставит перед собой задачу: ещё упорнее и настойчивее бороться за полное и скорейшее осуществление лозунга товарища Сталина «сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными».
В 1938 году Батайский район был ликвидирован, а Батайску придан статус города областного подчинения.
В советское время Батайск продолжал развиваться как промышленный центр и крупный железнодорожный узел. К 1940 году появляются такие крупные предприятия, как МЖБК, РМЗ и Ростовводпром. С открытием Ростовводпрома стал образовываться район РДВС на юге города.
В период Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года над городом нависла серьёзная опасность оккупации, когда в ходе наступления немцам удалось взять Ростов. Бомбардировки Батайска усилились, попытки противостоять им с помощью самолётов У-2 и зенитных орудий успехов не принесли. Однако уже 28-29 ноября Красная Армия перешла в контрнаступление, освободив Ростов и отбросив немцев к Таганрогу.
На следующее лето, в ходе начавшегося наступления на Кавказ, 27 июля 1942 года Батайск был взят практически без боя немецко-фашистскими войсками. После 196-дневной оккупации был освобождён 7 февраля 1943 года войсками Южного фронта в ходе Ростовской операции.
В послевоенные годы продолжал расти, в 1959 году в городскую черту включено село Койсуг.
С 1987 года началось строительство нового микрорайона «Северный».
Экономика
Крупнейшие предприятия Батайска:
ОАО «БЭМЗ» — Батайский энергомеханический завод, основан в 1946 году как предприятие мобилизационного резерва. . Производство конструкций контактной сети для железных дорог.
ОАО «Конструкция» — производство опор ЛЭП, вышек мобильной связи, опалубочных щитов и других металлоконструкций.
ОАО «Резметкон» — производство резервуаров для хранения нефти, баков-аккумуляторов для воды, зернохранилищ, водонапорных башен и пр.
ОАО «АПРЗ» — Авиаприборный ремонтный завод, основан 1 января 1927 года. Изготовление и капитальный ремонт вооружения и военной техники.
Крупнейший ж.д. узел на Северо-Кавказской железной дороге
Локомотивное депо
Вагонное депо
ПО «Электросвет» ВОС — производство жгутов проводов для различных автозаводов.
ЗАО «Втормет» — крупный пункт сбора металлолома
Хлебокомбинат (закрыт в середине 2012 года)
Работают строительные фирмы: «МЖК», «АРМстрой», «СТК Анастасия», «Жилстрой».
Также в городе работают предприятия по ремонту строительного оборудования, ремонту и производству автокранов, автомобильных полуприцепов и др. Предприятия лёгкой и пищевой промышленности.