Страна - Россия Статус - город Субъект федерации - Новосибирская область |
Координаты -
Основан - 1893 году Город с - 1903 года |
Тип климата -
Население - 1 498 921 человек Часовой пояс - UTC+7 |
Новосибирск расположен в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины на Приобском плато, примыкающем к долине реки Обь, рядом с водохранилищем, образованным плотиной Новосибирской ГЭС, на пересечении лесной и лесостепной природных зон. Левобережная часть города имеет плоский рельеф, правобережная характеризуется множеством балок, грив и оврагов, поскольку здесь начинается переход к горному рельефу Салаирского кряжа. К городу примыкают Заельцовский и Кудряшовский боры, Новосибирское водохранилище.
Источник: wikipedia.org
Климат Новосибирска и его пригородов - континентальный. По агроклиматическому районированию Новосибирск отнесен к умеренно теплому, недостаточно увлажненному агроклиматическому подрайону. Средняя годовая температура воздуха: +0,2 градуса Цельсия. Средняя температура июля: +19 градуса Цельсия. Средняя температура января: -19 градусов Цельсия.
Источник: wikipedia.org
Строительство первого русского поселения на территории современного Новосибирска датируется последним десятилетием XVII века — начало петровского правления. Погост (придорожная гостиница в комплекте с часовенкой и торговым лабазом) был назван в честь Святого Николая и, по крайней мере, до 1712 года выполнял функции пограничного торгового пункта между русскими и телеутами, которые были хозяевами земель по другую сторону Оби. После падения Телеутской Межи (так называлась русско-телеутская граница) Никольский Погост утратил своё значение, и разросшаяся деревня стала зваться Кривощёковской — по кличке Кривощёк, какую имел организатор строительства поселения томский служилый человек Фёдор Креницын.
Правый берег Оби не был популярным у русских колонистов, так как там и после ухода телеутов продолжала стоять крепость одного из подчинявшихся им племён. (Руины этого сооружения были описаны ещё в начале прошлого века — «Справочник по городу Ново-Николаевску», Н. П. Литвинов, 1912 г.). Представители этого племени (русские их звали «чатами») не были дружелюбными, поэтому пионеры русской колонизации предпочитали обживать левый берег, где и сложился конгломерат из двух десятков прижавшихся друг к другу сёл и деревень. Во всяком случае, к концу XVIII века территория современного новосибирского Левобережья была полностью заселена.
До времен императрицы Елизаветы просторы будущих Кемеровской, Новосибирской областей, а так же Алтайского края являлись собственностью горнозаводчиков Демидовых и входили в состав государства лишь номинально. Это связано с тем, что утверждение имперской власти на этой территории осуществлялось силами Акинфия Демидова, в процессе создания инфраструктуры для горных предприятий, которые тот строил здесь на свой страх и риск. Вот почему бывшая Телеутская землица с 1727 года числилась как Колывано-Воскресенский горный округ (по названию первого демидовского медеплавильного завода на Алтае) и представляла собой государство в государстве. Исключение составляли лишь земли по Оби и Иртышу, которые стали царевой вотчиной еще до того как на Алтае развили свою деятельность Демидовы. Одной из таких территорий был Таволган, который в течение всего 17 века являлся буферной зоной между Теленгутией и Московией. Здесь разрешалось заниматься промыслам и охотиться представителям обоих сторон. Так что угодья, ограниченные берегами Оби, Ини и Берди (сегодня сюда входят Первомайский район Новосибирска, Бердск и часть Тогучинского района) представляли собой место «дружбы народов». Но сам Таволган, тем не менее, находился в ведении Томской волости, так как официальная граница с Телеутской землицей (Телеутская Межа) проходила по реке Ине до ее впадения в Обь — и дальше по Оби. Современный Новосибирск находится как раз по Телеутской Меже: его правобережная часть в 17 веке была территорией Теленгутии, левобережная — началом Томской волости. Вследствие успешной миссии Никольского погоста, огромный бор на правом берегу, именуемый Еланью, вместе с телеутской пограничной крепостью, которая некогда контролировала переход через Обь (в этом месте было мелководье), перешел под юрисдикцию томских властей еще в первом десятилетии 18 века. Елань в качестве собственности Кабинета Его Величества получила новое название: Гусинское имение, а местная речка Ташатканка была переименована в Гусинку (современная Каменка). Возможно, в петровской канцелярии помнили постоялый двор Евдока Гусина, «посаженного» томскими властями на обском переходе еще в 1604 году. Дело в том, что во времена Бориса Годунова и Василия Шуйского царевы посланники много лет вели переговоры с телеутским кааном, регулярно совершая вояжи от только что построенного Томска до реки Чарыш, где располагалась резиденция телеутского каана. Чтобы попасть в Теленгутию, надо было пересечь Обь, поэтому телеуты разрешили «посадить» несчастного Евдока с семейством непосредственно на въезде в Теленгутию, чтобы знатные московиты на пути к далекому Алтаю могли отдохнуть и поменять лошадей. Впрочем, это только одна из версий. По другой, название «Гусинское имение» берет свое начало от словосочетания «Грустинский город» — так на некоторых картах 17 века значилась телеутская крепость у обского перехода, где «живут совместно татары и русские» (И.Годиус). В любом случае, Елань, превратившись в Гусинское имение, не входила в демидовскую вотчину, поэтому на местное население не распространялась тяжкая повинность работы на алтайских рудниках. Так продолжалось до 1745 года, пока императрица Елизавета Петровна не «приняла на себя» алтайские владения Демидовых, уравняв в правах всех жителей Верхнего Приобья. Теперь и жители правобережной Елани, и левобережного Кривощеково — все были приписаны к Змеиногорскому и другим рудникам Алтая. Тяжелая жизнь длилась более ста лет (до отмены крепостного права), породив светлую легенду о кривощековских братьях Белоусовых, которые ушли в разбойники, чтобы не быть рабами.
Согласно данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, к 1893 году в Кривощёковской слободе проживало 685 жителей, здесь работала начальная школа, а главным промышленным объектом являлась грузовая пристань для пароходов. Когда стало ясно, что Кривощеково будет уничтожено, потому что по нему проляжет Великий Сибирский Путь (первое название Транссиба), кривощековцы стали расселяться по близлежащим деревням, а некоторые перебралась на правый берег. Это место называлось «Чертово городище» и пользовалось дурной славой, потому что рядом с устьем речки Каменки находилась деревня Мочигу, в которой жили аборигены. Они охраняли останки древней телеутской крепости, некогда возвышавшейся над местностью. И тем не менее, кривощековцы закрепились на новом месте. Их деревня получила название Кривощековский Выселок. Позднее окажется, что это поселение откроет новую страницу истории правобережья, потому что 30 апреля 1893 год сюда прибудет первая партия рабочих для строительства вахтового поселка, в котором должны будут жить мостостроители. (Этот момент принято считать официальной датой рождения Новосибирска). К северу начнет возводиться железнодорожная станция «Обь» и посёлок при ней. Вскоре оба поселения соединятся.
В 1912 году власти Ново-Николаевска официально вводят всеобщее начальное образование (к тому времени всеобщее начальное образование было введено только в Ярославле). В этом же году происходит ещё более громкое событие. Дело в том, что судьба Ново-Николаевска могла бы стать похожей на судьбы других станционных посёлков, которые таким же образом появились на пересечении великих рек и Транссибирской железнодорожной магистрали, но вмешался случай. В Санкт-Петербурге было принято решение связать железной дорогой Сибирь с Алтаем. Существовали разные варианты отправного пункта, но Владимир Жернаков, городской голова Ново-Николаевска, в течение трёх лет всеми средствами пытался убедить имперскую Комиссию по железным дорогам в том, что прокладывать дорогу на Семипалатинск (конечный пункт алтайской ветки) нужно именно от станционного городка Ново-Николаевска. В итоге 3 июня 1912 года состоялось главное для будущего Новосибирска событие: жернаковский вариант прошёл Высочайшее утверждение, и Ново-Николаевск в одночасье стал крупнейшим в России мультимодальным узлом — южный транспортный луч автоматически изменил статус всех остальных, они превратились в транснациональные. С этого времени в Ново-Николаевске начался невиданный по темпам экономический бум: в 1915 году, когда строительство железной дороги Ново-Николаевск — Семипалатинск ещё только подходило к концу, в городе при 70 тысячах населения уже работало 7 банков. Символом того времени стала часовня Святого Николая, которая в этом же году была торжественно открыта на Николаевском проспекте (ныне Красный проспект) как точный географический центр страны. Совпадением это было или нет, но место сретения России, территория которой в тот момент достигла исторически максимального расширения, оказалось в центре города, носившего имя правящего монарха.
6 марта 1917 года состоялось чрезвычайное заседание Городской Думы Ново-Николаевска, на котором депутаты торжественно лишили графа Фредерикса звания «Первого Почетного жителя Ново-Николаевска». В свое время В. Б. Фредерикс, исполняя личное поручение царя, обеспечил почти моментальное по историческим меркам преобразование поселка Ново-Николаевского в город Ново-Николаевск. За эту работу Николай II возвел своего Министра Двора в графское достоинство, а отцы Ново-Николаевска удостоили звания «Первого Почетного жителя Ново-Николаевска». Причина Высочайшего внимания к судьбе станционного поселка в далекой Сибири до сих пор не исследована, но имеющиеся данные позволяют предположить, что последний российский император помышлял о переносе административного центра государства за Урал, и в качестве резервной столицы рассматривал Ново-Николаевск. В любом случае, жители Ново-Николаевска гордились особым отношением Государя, чему тот давал немало поводов, поэтому весть о том, что в Пскове состоялось процедура отречения Николая II от Престола, была воспринята ими как общегородская трагедия. Особенно невыносима была мысль о том, что человеком, который 2 марта 1917 года в 15 часов 5 минут скрепил своей подписью подпись царя под текстом Манифеста, был никто иной как Первый Почетный житель Ново-Николаевска. Именно поэтому первой реакцией отцов города было демонстративное отречение от предателя, коим для ново-николаевцев стал В. Б. Фредерикс.
Источник: wikipedia.org
Новосибирск — крупнейший транспортный узел Сибири: через него проходят Транссибирская магистраль, железные и шоссейные дороги. В Новосибирске расположено управление Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск связывает Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию с европейскими регионами России. Новосибирск является речным портом.
Железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный» — один из самых крупных в стране и является архитектурной достопримечательностью города. Сегодня, кроме Транссиба, в Новосибирске сходятся железные дороги алтайского (Турксиб, движение открыто в 1913 году) и кузбасского (построена в 1930-х, включает в себя второй «КИМовский» железнодорожный мост через Обь и сортировочную станцию Инская) направлений.
Автомобильные шоссе идут из города в 6 направлениях (на Омск (Федеральная трасса), Колывань, Юргу (Федеральная трасса «Байкал»), Ленинск-Кузнецкий, Барнаул (Чуйский тракт) и Камень на Оби). В черте города расположены 2 автомобильных моста через реку Иня. В центре города, в начале Красного проспекта расположен автовокзал.
В городе имеется два аэропорта: Толмачёво, Северный (Городской, выведен из эксплуатации в настоящее время) и аэродром Ельцовка на территории НАПО им. Чкалова. Аэропорт Толмачёво имеет международный статус.
В Новосибирске действует 4 троллейбусных и 2 трамвайных депо, 4 муниципальных предприятия пассажирского автотранспорта. Также в городе функционирует система маршрутного такси.
Новосибирск — первый город в Сибири, в котором был пущен метрополитен. В настоящее время работают две его линии, состоящие из 13 станций.
Источник: wikipedia.org
Новосибирск является крупным промышленным центром. Основу промышленного комплекса составляют 214 крупных и средних промышленных предприятий. На их долю приходится более 2/3 объёма всей промышленной продукции Новосибирской области. Ведущими отраслями промышленности являются энергетика, газоснабжение, водоснабжение, металлургия, металлообработка.
В городе расположены головные офисы ряда крупных российских компаний. В Новосибирске действует несколько современных деловых комплексов, класса «А» и «В».
Новосибирск обладает самым крупным в сибирском регионе логистическим комплексом. Учитывая то, что город находится на пересечении сразу нескольких важнейших торговых направлений (Средняя Азия, Юго-Восточная Азия, Север России, Дальний Восток, Европа), в городе базируются региональные склады и официальные представительства крупных торговых компаний.
Источник: wikipedia.org