Правила пользования
Предприятия региона

Информация о регионе

Страна - Россия
Субъект федерации - Хабаровский край
Координаты - 54°48′ с. ш. 136°50′ в. д.
Основан - в 1938 году
Тип климата - умеренный, муссонный
Население - 593 636 человек (2013 г.)
Часовой пояс - MSK+7 (UTC+11)

Географическое положение

Хабаровский край расположен в восточной части Российской Федерации, в Дальневосточном федеральном округе. На севере граничит с Магаданской Областью и Республикой Саха (Якутия), на западе с Еврейской автономной областью, Амурской областью, а также Китаем, на юге с Приморским краем, с севера-востока и востока омывается Охотским морем, с юго-востока — Японским морем. От острова Сахалин отделяется проливами Татарский и Невельского. Помимо основной, континентальной части, в состав края входят несколько островов, среди них самые крупные — Шантарские. Общая протяжённость береговой линии — около 2500 км, включая острова — 3390 км.

 Источник: wikipedia.org


Климат

Климатические условия меняются при движении с севера на юг, зависят также от близости к морю и от формы и характера рельефa.

Зима в крае — продолжительная, снежная, суровая. Холодный период года длится в среднем шесть месяцев (с конца октября по конец апреля). Средняя температура января от −22 °C на юге и до −40 °C на севере, на побережье от −18 °C до −24 °C. Абсолютный минимум температуры даже на юге края достигает −50 °C. Лето жаркое и влажное. Средняя температура июля на юге +20 °C, на севере около +15 °C.

Годовая сумма осадков колеблется от 400—600 мм на севере и до 600—800 мм на равнинах и восточных склонах хребтов. На юге края до 90 % осадков выпадает с апреля по октябрь, особенно много их в июле и августe.

В Хабаровском крае два района: Аяно-Майский и Охотский (а также Шантарские острова) — являются районами Крайнего Севера.

Территории, приравненные к районам Крайнего Севера: Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский и Ульчский районы; города: Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань; посёлок городского типа Эльбан Амурского района; сёла Ачан, Джуен, Вознесенское, Омми, Падали Амурского района.

 Источник: wikipedia.org

История

В Средние века территория современного Хабаровского края была населена в основном народами тунгусо-маньчжурской языковой группы, а также нивхами. В Китае они были известны под собирательным названием «дикие чжурчжэни».

В XIII—XIV веках монгольские правители Китая неоднократно организовывали экспедиции на нижний Амур, где у нынешнего села Тыр в низовьях Амура (около 100 км выше устья) они в 1263 году основали свою «Ставку маршала восточных походов», и примерно в то же время возвели кумирню.

В XV веке у того же села Тыр несколько экспедиций минской династии под руководством евнуха Ишиха возвели буддийский храм Юннин и установили стелы (так называемые Тырские стелы, ныне хранящиеся в музее во Владивостоке). Однако подчинение местных племен китайским властям было довольно номинальным. После отбытия китайцев и пожара в храме, он не был восстановлен местными жителями.

Освоение русскими землепроходцами Дальнего Востока начинается в XVII векe.

Первые российские землепроходцы прибыли и в эти северные территория российского края. В 1639 году отряд казаков во главе с Иваном Москвитиным вышел к берегам Охотского (тогда Ламского) моря.

В устье реки Ульи был поставлен первый острог. В 1647 году Семёном Шелковниковым был основан Охотский острог. Это были первые русские поселения в Хабаровском крае.

До появления русских здесь проживали племена дауров, эвенков, натков, гиляков и другие, всего около 30 тысяч человек.

Более 350 лет назад русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров Русского государства с отрядом в 70 человек отправился из Якутска на разведку новых земель. Поднявшись по реке Лене, Е. П. Хабаровым «Чертёж реке Амуру» и отчёт в Москву, в котором он писал: «…Даурская земля будет прибыльнее Лены… и против всей Сибири будет место в том украшено и изобильно…» С тех пор интерес российских государей к Дальнему Востоку не утихал.

Приамурье быстро осваивалось русскими переселенцами. Были основаны новые остроги: Албазинский (1651), Ачанский (1652), Кумарский (1654), Косогорский (1655) и другие, а также крестьянские села: Солдатово, Игнашкино, Покровское, Монастырщина, Андрюшкино и другие.

К началу 1680-х годов XVII векa в бассейне Амура проживало до 800 мужских душ. Было распахано более тысячи десятин пашни. Собирались хорошие урожаи.

Весь Амур до Татарского пролива и территория к востоку от Аргуни до Большого Хингана вошли в состав российского государства. Открыто крупное месторождение руды.

Были образованы Нерчинский уезд, Албазинское воеводство, ставшими центрами русской деятельности на Амуре.

Однако процесс освоения края был прерван в связи с агрессией Цинской империи. С начала 80-х годов XVII века маньчжуры вступили в открытый конфликт с российским государством. Военные действия велись в Забайкалье и на Амуре.

Россия не собиралась уступать дальневосточные рубежи. Наряду с героической защитой Албазинa (1685—1686) были предприняты попытки урегулировать вопрос путем переговоров. В Пекин отправилось русское посольство.

Но, не имея возможности перебросить в Приамурье крупные военные силы, Россия была вынуждена подписать навязанный ей Нерчинский договор (1689). Согласно территориальным статьям российские подданные покидали левобережье Амура. Точной границы между двумя государствами установлено не было.

Огромный край, успешно осваивавшийся длительное время, превращался в пустынную, никому не принадлежавшую полосу. России удалось лишь отстоять право на Забайкалье и побережье Охотского моря. В XVIII векe.

Охотск становится главным тихоокеанским портом страны. Освоение северных берегов Тихого океана, исследования Курильских островов и Сахалинa готовили основы для возвращения Приамурья.

Энергичные шаги по возвращению России Приамурья предпринял Николай Николаевич Муравьёв, назначенный в 1847 году генерал-губернатором Восточной Сибири. Ему принадлежат слова: «Кто будет владеть устьями Амура, тот будет владеть и Сибирью». При широкой поддержке Муравьёва был разрешён запутанный вопрос о судоходности устья и лимана Амура и об островном положении Сахалина.

Выдающуюся роль в разгадке этой географической задачи сыграл Геннадий Иванович Невельской. В 1850 году он поднял российский флаг в устье Амура и основал Николаевский военный пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), ставший с 1855 года главной морской базой страны на Тихом океане.

В 1854—1856 годах были проведены сплавы войск и казаков по Амуру. Это позволило поставить новые посты, станицы, селения: Мариинское, Успенское, Богородское, Иркутское и другие. Число русского населения в крае заметно увеличивалось.

В 1858 году был подписан Айгунский, а в 1860 году Пекинский договор, окончательно решив пограничный вопрос. В 1858 году были заложены Хабаровск, Софийск, Иннокентьевка, Корсаково, Казакевичево и другие опорные пункты. С 1858 по 1860 год на Амур было переселено более трёх тысяч человек. Ими были поставлены сёла Воронежское, Вятское, Троицкое, Пермское, Тамбовское и другие. Среди первых переселенцев было много раскольников-старообрядцев. К началу 1830-х годов XIX векa примерно половина населения Приамурья состояла из старообрядцев.

В 1856 году была образована Приморская область. В 1858 году она включала в себя 6 округов: Охотский, Николаевский, Софийский, Петропавловский, Гижигинский, Удский. В 1860 году в составе области был образован Южно-Уссурийский край. В 1884 году было образовано Приамурское генерал-губернаторство в составе Забайкальской, Амурской и Приморской областей с центром в городе Хабаровске. Это деление сохранилось до конца XIX века.

До конца XIX века заселения Приамурья шло медленными темпами. Ситуация стала меняться к началу XX векa. В 1900 году открывается движение по Забайкальской железной дороге, а в 1902 году по Китайско-Восточной, ускорив приток в край переселенцев. Война с Японией 1904—1905 годов нарушила переселенческие планы. С января 1904 года по март 1906 года не только Приамурье, но и вся Восточная Сибирь были закрыты для переселения. Но в 1906—1907 годах начинается мощный приток новосёлов. С 1900 по 1913 годах в Приамурский край прибыло около 300 тысяч крестьян из других частей страны. Особенностью заселения края являлось то, что значительная часть переселенцев оседала в городах. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года в Европейской части страны горожане составляли 12,8 %, в Амурской области — 27,3 %, в Приморской — 22,7 %. К 1915 году на карте Приморской области было более шести тысяч населенных пунктов. В них проживало 316 300 человек, из них 43 500 человек — в Хабаровском уезде. На территории, относящейся к современному Хабаровскому краю находились три города: Хабаровск, Николаевск-на-Амуре и Охотск.

События 1917 года вызвали неоднозначную оценку различных слоев дальневосточников. Решительные действия Советов вызвали одобрение одних и неприятие других. Раскол общества на «красных» и «белых» не миновал край. Гражданская война, отягощенная вмешательством интервентов, привела к огромным людским жертвам и тяжелейшей экономической катастрофе.

Для предотвращения военного столкновения Советской России с Японией и решения задачи мирной ликвидации интервенции на территории Забайкалья, Амурской и Приморской областей 6 апреля 1920 года была создана Дальневосточная республика (ДВР). Не сумев дипломатическим путем подчинить ДВР своему влиянию, Япония в 1921 году предприняла шаги по активизации боевых действий белых войск. Действия Народной Революционной Армии ДВР, поддержанные красными партизанскими отрядами, привели к победе в Волочаевской операции и освобождению Хабаровска, взятию Спасска, вступлению во Владивосток. 15 ноября 1922 года ДВР была преобразована в Дальневосточную область РСФСР. В декабре 1923 года в Хабаровск из Читы был перенесён её административный центр. Восстановление довоенного уровня народного хозяйства завершилось к 1926 году. А 4 января 1926 года Дальневосточная область была упразднена и преобразована в Дальневосточный край.

Новое обострение международной обстановки на дальневосточных границах страны потребовало укрепления обороноспособности края. В результате чего развернулись процессы реорганизации промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Открылись новые учебные заведения. Строились новые города — Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан. Открывались заводы и фабрики, развивалась транспортная сеть. С 1933 года в Хабаровске начали принимать радиопередачи из Москвы, а в 1936 году завершена была прокладка телефонной линии Москва — Дальний Восток. Продолжалось переселение в край из центральных районов страны. К 1939 году население Дальневосточного края увеличилось до 2,5 млн человек.

20 октября 1938 года Дальневосточный край был разделён на Хабаровский и Приморский. Хабаровский край состоял из Хабаровской, Амурской, Нижнеамурской, Сахалинской, Камчатской (с Корякским и Чукотским национальными округами) областей, Еврейской АО и трёх северных районов, непосредственно подчинённых крайисполкому.

В 1939 году была ликвидирована Хабаровская область, а на севере края образован Колымский округ, ликвидированный в том же году.

В 1947—1948 годах из состава Хабаровского края были выделены Сахалинская и Амурская области.

15 сентября 1948 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил «Передать город Советская Гавань вместе с пригородной зоной из Приморского края в Хабаровский край».

В 1953 году была образована и вышла из состава края Магаданская область, в подчинение которой из состава Камчатской области был передан Чукотский национальный округ.

В 1956 году самостоятельной стала Камчатская область (с Корякским национальным округом) и была упразднена Нижнеамурская область, а её районы подчинены непосредственно Хабаровскому краю.

После перестройки в 1991 из состава края вышла Еврейская автономная область.

 Источник: wikipedia.org

Инфраструктура

Расстояние от Хабаровскa до Москвы по железной дороге — 8533 км, по воздуху — 6075 км. Автомобильный код региона — 27 RUS.

Сеть автомобильных дорог сосредоточена в основном на юге Хабаровского края. Протяженность автомобильных трасс составляет 6000 км, из них 97 % — дороги с твердым покрытием (2010). Федеральная магистраль — М60 «Уссури» (Хабаровск — Уссурийск — Владивосток),

Федеральная магистраль — М58 «Амур» (Чита — Невер — Свободный — Архара — Биробиджан — Хабаровск). 

Протяженность сети железных дорог — 2100 км. Основу её составляют участки Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.

Между материком и островом Сахалин действует паромная переправа Ванино — Холмск.

Станция «Хабаровск-2» — крупнейший железнодорожный узел на ДВЖД. Направления: южное (на Владивосток и Порт Восточный), западное (на Москву), северное (на Комсомольск-на-Амуре)

Крупнейший аэропорт в регионе — Хабаровский, с которого осуществляются регулярные рейсы до Москвы, Владивостока, Южно-Сахалинска, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Охотска и других населённых пунктов страны и края, а также регулярные авиарейсы в крупные международные хабы.

Имеются также действующие аэропорты в Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре, Охотске, в Советской Гавани.

Местное воздушное сообщение обеспечивают краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» и ОАО «Авиакомпания „Восток“».

Протяженность эксплуатируемых внутренних водных судоходных путей составляет 2900 км.

Речной порт в Хабаровске — крупнейший на Амуре. Другие крупные речные порты — Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре.

Водный транспорт края представлен ОАО «Амурское речное пароходство», морскими и речными портами, судоремонтными верфями и агентскими фирмами. В настоящее время отрасль объединяет более 70 предприятий и организаций.

Морские порты — Охотск, Аян, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Советская Гавань. Ванино является крупнейшим морским портом края. К портопунктам относятся посёлки — Охотск, Лазарев, Де-Кастри.

 Источник: wikipedia.org

Экономика

Машиностроение и металлообработка: океанские и речные суда (АО «Амурский судостроительный завод»), самолёты, металлорежущие станки, литейные машины и др.

Чёрная металлургия: прокат чёрных металлов, сталь (АО «Амурметалл»). Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозо-бумажная промышленность: деловая древесина, фанера, ДСП.

Горнодобывающая промышленность: уголь, руда цветных металлов, оловянный и медный концентраты (АО «Солнечный горнообогатительный комбинат»). Химическая: заводы — сернокислотный, кислородный, шиноремонтный, синтетических моющих средств, химико-фармацевтический, гидролизный и биохимический.

Рыбная (АО «Морские ресурсы»), а также пищевая и лёгкая промышленность.

Главные промышленные центры: города — Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Амурск.

Посевы овса, ячменя, пшеницы, сои, картофеля. Овощеводство. Молочно-мясное скотоводство. Птицеводство, пчеловодство.

В южной части края проходят Транссибирская, в центральной части — Байкало-Амурская железнодорожные магистрали.

Развит морской транспорт. Порты: Ванино (действует паромная переправа Ванино — Холмск), Николаевск-на-Амуре, Охотск. Судоходство по р. Амур. В Советской Гавани создана портовая особая экономическая зона — ПОЭЗ «Советская Гавань».

Полезные ископаемые: Месторождения золота, олова, алюминия, железа, каменного и бурого угля, графита.

 Источник: wikipedia.org

Добавить предприятие Заказать баннер
 
О компании Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2018 «Информ Вест»
Рейтинг@Mail.ru