Правила пользования
Предприятия региона

Информация о регионе

Страна - Россия
Субъект федерации - Иркутская область
Координаты - 57°22′ с. ш. 106°00′ в. д.
Основана - в 1682 году
Тип климата - резко-континентальный
Население - 2 422 026 человек (2013 г.)
Часовой пояс - MSK+5 (UTC+9)

Географическое положение

Иркутская область расположена в Восточной Сибири. Крайняя южная точка области располагается на 51° северной ши­роты, северная оконечность почти достигает 65-й параллели. С севера на юг область протянулась почти на 1450 км, с запада на восток на 1318 км.

Административный центр — Иркутск. Расстояние от Иркутска до Москвы по железной дороге — 5192 км, до Владивостока — 4106 км. Разница во времени между Иркутском и Москвой — 5 часов. По площади территории (774,8 тыс.кв.км.) область занимает второе место среди регионов Сибирского федерального округа (5 место в России[4]). По плотности населения — 8 место (69-е в России).

 Источник: wikipedia.org

Климат

Климат области — континентальный и резко-континентальный. Максимальные годовые перепады температур воздуха могут превышать 80 °, а су­точные — 30°. Среднегодовые температуры по области отрицательны везде, кроме южного и юго-восточного побережья Байкала. Средние температуры января колеблются от −18 °С на юге до −35 °С на севере области, а средние температуры июля — колеблются в пределах от +15 до +20 °С. На рав­нинной территории области в среднем за год выпадает 300—400 мм осадков, в горах — свыше 600 мм. Наибольшее количество осадках отмечается в горных районах Восточного Саяна, Хамар-Дабана и Северо-Байкальского на­горья; наименьшее — на Ольхоне.

 Источник: wikipedia.org

История

Основание города 

Иркутск является не только столицей Восточной Сибири, но также  городом-музеем, сумевший сохранить романтический облик старины. Здесь соседствуют нарядное, торжественное сибирское барроко со строгим русским ампиром, рядом с вызывающей нарядностью купеческих дворцов.

Название города произошло от названия реки Иркут, на которой в 1661 году был и основан сибирский острог. Однако до сих пор между учеными нет согласия касательно времени основания Иркутска. Одни относят это событие к началу 17 века, другие – к середине. Существуют свидетельства того, что в 1652 году казацкий отряд во главе с Иваном Похабовым облюбовал место для  строительства зимовья. Это было местом слияния рек Иркута и Ангары. Задерживаться на том месте отряд Ивана Похабова долго не стал и двинулся за Байкал облагать ясаком* тех, кто еще не платил дань. В 1661 году уже другой Похабов – Яков, основал на правом берегу Ангары острог, дав ему название Иркутский. Место основания считалось очень выгодным: земля была плодородна, леса вокруг - полны дичью, а вода – рыбой. Помимо всего этого, Иркутск оказался на пересечении основных торговых путей между Западом и Востоком. Со временем город начинает играть все более важную роль в Сибири. В 1670 году через Иркутск в Китай проехал первый гонец из Москвы с ценными бумагами, а в 1675 году в Поднебесную отправился первый посол – Николай Спафарий.

Сохранилась опись 1684 года, в которой подробно описан Иркутск конца 17 века. В ней сообщается, что в городе в то время были построены шесть башень с мостами (перекрытиями между этажами), церковь во имя Иисуса Христа, государев двор, в котором проживали иркутские воеводы, а также амбары, погребы, бани, избы для холостых казаков, гостиница для заезжих купцов. В башнях были прорезаны бойницы, на других – стояли пушки, под одной из башен была «пороховая изба» для хранения боеприпасов и оружия. Таким был город в конце 17 века.

В 1686 году Иркутск получает статус города и городскую печать. Ему также присваивают герб. Постепенно весть о новорожденном городе и его удобном месторасположении разошлась по всей Сибири и по европейской части России. Иркутск превращается в центр обширного земледельческого края. В город стали съезжаться множество людей с разных частей страны. В  1697 году было прислано 600 пашенных крестьян с семьями, которым отводились земляные наделы и покосы. От казны для обзаведения хозяйством они получали соху, коней, телегу, домашний скот и птицу. Основой всей экономики был хлеб, которым снабжались казаки и промышленники, шедшие дальше на восток в поиске новых земель. Для ведения учёта хлебных поставок и охраны в Иркутске расширяется штат служащих: воеводы, секретари-подъячие*, сотники*, десятники* и другие. В канцелярии города формируется специальный хлебный отдел, где вёлся учёт передачи, хранения, приёма, выдачи и продажи овса, ржи и пшеницы. В  начале царствования Петра ı в город было сослано немало стрельцов, принимавших участие в восстании против царя. Таким образом, в начале 18 века в городе насчитывалось уже  3447 человек. По тем меркам это был уже серьезный сибирский город.

 

Иркутск в 18 веке

В шестидесятые годы 18 века в Иркутск приходит знаменитый сухопутный тракт, впоследствии названный Московским трактом. С 1768 года в городе стали проходить ежегодные ярмарки. Это способствовало созданию купцами многочисленных фабрик, строительству новых мельниц, пивоварен, а также Гостиного двора для размещения многочисленных лавок и магазинов. Это здание было построено по проекту знаменитого итальянского архитектора 18 века - Джиакомо Кваренги. Гостиный двор вмещал около 200 лавок.  Гостиный двор не сохранился до наших дней. Однако до сегодняшнего дня город украшает другое его творение, так называемый Белый Дом. Он был построен богатым купцом Сибиряковым на берегу Ангары, который со временем превратился в резиденцию иркутского генерал-губернатора. В настоящий момент в этом здании находится одно из крупнейших книгохранилищ России – Научная библиотека Иркутского Государственного Университета. В ней хранятся собрания книг дореволюционных учебных заведений, из личных библиотек декабристов и множество других периодических изданий 19 века. 

 

Период золотой лихорадки

С 1840-х годов Иркутск становится центром золотодобывающей промышленности, столицей ленского золота. Сюда стекались капиталы золотопромышленников, купечества и иностранных компаний. Иркутские купцы осваивают все золотопромышленные районы, значительно обогащают свои капиталы и становятся богатейшими купцами Сибири. Они начинают играть заметную роль в развитии города. Идет интенсивное строительство города: строятся купеческие особняки, больницы, детские приюты, учебные заведения. Значительные средства вкладываются в просвещения и развитие науки. Во второй половине 19 века в Иркутске начинается книгопечатание. Появляются первые газеты: “Иркутские губернские ведомости”, “Амур”, “Сибирь”. В 1851 году открывается первое научное учреждение в Восточной Сибири – Сибирский отдел Русского географического общества, который позже стал называться Восточно-Сибирским. Здесь в разные годы работали над изучением Байкала и Лены такие выдающиеся ученые, как В.И. Дыбовский, А.Л. Чекановский, И.Д.Черский*, а также геолог, географ, исследователь Сибири В.А.Обручев*.

Город в 20 веке

В начале XX века Иркутск считался самым красивым городом Сибири. В нём стояло более 300 каменных строений. Улицы были широкими, чистыми и освещёнными. В этот период значительно преображается центр города, в котором возводят крупные здания, выкладывают камнем дороги, появляются первые асфальтированные тротуары. Начал действовать водопровод, открылись первые электрические станции.

Социально-политическая обстановка 30-х годов

С 30-х годов в Иркутске начинается индустриальное строительство. Возводятся завод тяжелого машиностроения, авиационный завод, кирпичный и шлакобетонный заводы, чаепрессовочная фабрика и предприятия пищевой промышленности. Социально-политическая обстановка была сложной. С осени 1929 года началась массовая коллективизация. Она сопровождалась переселением людей с земель, которые они с большим трудом разрабатывали. Теперь земельные участки приходилось отдавать в сельскохозяйственные артели (колхозы). Обстановка еще больше осложнялась тем, что в стране продолжалась борьба с религиозными объединениями. По всей стране закрывались и разрушались культовые здания. В этот же период в Иркутске сносят один из самых больших в Российской Империи православных кафедральных соборов – Казанский собор, построенный в 1894 году. На месте него сейчас находится здание Областной администрации. Строился собор на средства жителей всей губернии. Особенно много средств было внесено со стороны иркутских купцов. Над проектом собора работали известные иркутские архитекторы В. А. Кудельский и Г.В. Розен. Собор входил в число крупнейших культовых сооружений России. Это было лучшее архитектурное сооружение города.

Годы Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года Гитлер начал войну против СССР. В этой чрезвычайной обстановке советская страна превратилась в единый боевой лагерь. Иркутск, несмотря на расстояние в несколько тысяч километров от линии фронта, внес значительный вклад в усиление обороны страны. В строй защитников Родины за годы войны встало более 200 тысяч иркутян. Самоотверженно работал над созданием боевых самолетов коллектив иркутского авиационного завода. Интенсивно шла подготовка рабочих в заводском ремесленном училище города. Иркутский мясокомбинат производил пищевые концентраты для снабжения армии. Иркутянин полковник А.П. Белобородов командовал 78-стрелковой дивизией, которая влилась в состав 16-ой армии генерала К.К.Рокоссовского и, отразив многочисленные атаки фашистских войск, освободила город Истру и другие населенные пункты. За проявленный героизм и мужество комдив был произведен в генералы. В Иркутске А.П.Белобородову установлен памятник на площади у вечного огня.

 

Послевоенное становление города

После Великой Отечественной войны начинается быстрое развитие Иркутска. Создается современный индустриальный облик города. Начинается асфальтирование улиц. С 1947 года в городе действуют трамвайные маршруты, а с 1972 – троллейбусные. В 1958 году начал работать телецентр. Начинается период активной застройки города крупными кварталами и микрорайонами. В 1958 году построена первая крупная гидроэлектростанция Восточной Сибири. Строительство гравийно-песчаной плотины и совмещенного с ней железобетонного здания ГЭС было запроектировано впервые. Гидроэлектростанция строилась в сейсмической зоне и при возможном разрушительном землетрясении гравий и песок могли прийти в движение и уплотниться. Таких больших насыпных плотин не знала еще и мировая практика. После заполнения Иркутского водохранилища уровень воды в Ангаре поднялся на 30 метров от прежнего уровня реки, при этом в среднем на 1 метр поднялся уровень всего Байкала.

 

Современный этап развития

В настоящее время Иркутск продолжает меняться. Строятся новые дороги, теплотрассы, различные социальные и культурные объекты, новые жилые массивы, а также реставрируются старинные здания, памятники истории и культуры. На данный момент в городе проживает около 576 тысяч жителей, и эта цифра значительно уменьшилась по сравнению с показателем 2002 года, когда численность населения достигала 593 400 человек.

 Источник: baikalnature.ru

Инфраструктура

Иркутская область имеет достаточно разветвленную и развитую транспортную инфраструктуру, представленную различными видами транспорта. 

Главной транспортной артерией Иркутской области является Транссибирская железнодорожная магистраль. По территории области, от города Тайшета на восток, протянулся западный участок БАМа. Эксплуатационная длина железно-дорожных путей общего пользования составляет порядка 2500 км. 

Развитая сеть автомобильных дорог позволяет перевозить грузы автотранспортом в большинство населенных пунктов области. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет более 12,4 тыс. км. 

По территории области протекают крупнейшие судоходные реки - Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска, обусловившие развитие водного транспорта, на долю которого приходится порядка 10% общего грузооборота. Крупнейшие порты расположены на реке Лена - Киренск и Осетрово (Усть-Кут), через них осуществляется перевалка грузов в Республику Саха (Якутия) и в северный морской порт Тикси. 

Воздушные перевозки, в том числе и международные, осуществляются, в основном, двумя аэропортами, расположенными в городах Иркутск и Братск.

 Источник: wikipedia.org

Экономика

Иркутская область — крупный промышленный район. В общероссийском производстве обеспечивает 6,5 % производства электроэнергии, 15 % вывоза деловой древесины, 6 % добычи угля, почти 20 % общероссийского производства целлюлозы, более 10 % картона, перерабатывается около 9 % нефти.

В промышленности региона наибольшее развитие приобрела лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, горнодобывающая, топливная, цветная металлургия, электроэнергетическая промышленность, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая и чёрная металлургия. Важным фактором развития промышленности являются минерально-сырьевые ресурсы области.

Промышленность сконцентрирована в Иркутске и ряде районных центров.

Крупные промышленные предприятия области:

  • Братский лесопромышленный комплекс
  • Братский алюминиевый завод
  • ЗАО «Аккумуляторные Технологии» (один из ведущих российских производителей АКБ)
  • Ангарская нефтехимическая компания
  • Автоспецоборудование (Свирск)
  • Иркутский авиационный завод
  • Иркутский завод тяжёлого машиностроения
  • Иркутсккабель
  • Иркутскэнерго
  • Коршуновский горно-обогатительный комбинат
  • Осетровский речной порт
  • ОАО «Саянскхимпласт» (крупнейший производитель ПВХ в России)
  • ЗАО «СУЭК» (угольная промышленность), * Востсибуголь (угольная промышленность)
  • АООТ ПО «Усольмаш» (выпускает обору­дование для горнорудной промышленности и цветной металлургии)
  • Усольехимпром
  • Усть-Илимский лесопромышленный комплекс
  • Иркутский алюминиевый завод

 Источник: wikipedia.org

Добавить предприятие Заказать баннер
 
О компании Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2018 «Информ Вест»
Рейтинг@Mail.ru