Правила пользования
Курс ЦБ на 19.04 USD 447.4 up -1.49
EUR 477.55 up -0.38
RUB 4.76 up 0
19 апреля Пятница, 20:01
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30
Предприятия региона

Информация о регионе

Страна - Россия
Субъект федерации - Архангельская область
Координаты - 63°30′ с. ш. 43°00′ в. д.
Основана - в 1936 году
Тип климата - умеренно-континетальный
Население - 1 202 295 человек (2013 г.)
Часовой пояс - MSK (UTC+4)

Географическое положение

Область расположена на севере Восточно-Европейской равнины. Омывается Белым, Баренцевым, и Карским морями. Архангельская область располагается близко к арктическим морям и удалена от тёплого Северо-Атлантического течения (ответвление Гольфстрима).

Бо́льшая часть территории Архангельской области является районами Крайнего Севера: это архипелаги Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, Ненецкий автономный округ, острова Белого моря, (Соловецкий архипелаг), Лешуконский, Мезенский, Пинежский районы, городской округ Северодвинск. Остальные территории области — города Архангельск, Котлас, Коряжма, Мирный, Новодвинск, Онега, Вельский, Верхнетоемский, Вилегодский, Виноградовский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Ленский, Няндомский, Онежский, Плесецкий, Приморский, Устьянский, Холмогорский, Шенкурский районы, это территории, приравненные к районам Крайнего Севера.

На территории области на острове Рудольфа, входящем в архипелаг Земли Франца-Иосифа, находится крайняя северная точка России, Европы и Евразии — мыс Флигели и крайняя восточная точка Европы — мыс Флиссингский .

Архангельская область граничит на западе с Карелией и Мурманской областью(морская граница), на юге с Вологодской и Кировской областями, на востоке с Республикой Коми, на юге и юго-востоке (Ненецкий автономный округ) с Республикой Коми, на востоке с Тюменской областью (Ямало-Ненецкий автономный округ).

 Источник: wikipedia.org

Климат

Климат области умеренно-континентальный, на северо-западе — морской, на северо-востоке — субарктический, то есть присутствует прохладное лето и продолжительная холодная зима.

Характерна частая смена воздушных масс, поступающих из Арктики и средних широт. Погода крайне неустойчива. На входящих в состав области архипелагах Земля Франца-Иосифа и Новая Земля установился арктический климат.

Зима холодная, с устойчивыми морозами. Средняя температура января от −12 °C на юго-западе до −18 °C на северо-востоке. Лето короткое и прохладное. Средние температуры июля от 16—17,6 °C на юге области до 8—10 °C на севере. Вегетационный период от 50—60 дней на севере до 150—155 дней на юге области. Осадков от 400 до 600 миллиметров в год. На побережье Белого моря частые туманы (до 60 дней в году). На северо-востоке области распространена многолетняя мерзлота.

 Источник: wikipedia.org

История

Исстари новгородцы и поморы, как называли людей осевших и поселившихся на этих северных землях, занимались рыбным и зверобойным промыслом, земледелием и скотоводством. В поморских селениях столетиями совершенствовался и передавался из поколения в поколение опыт мореходства и промысла на реках Онеге и Северной Двине, в водах сурового Студёного (Белого) моря, промысла в условиях сурового климата и Заполярья.

В древности поморские земли (Заволочье) были в основном населены финно-угорскими племенами.

В эпоху викингов земли, входящие ныне (полностью или частично) в состав территории области были известны в Скандинавии как Биармия (точное расположение Биармии является предметом дискуссий).

В «Повести временных лет» указано, что ещё до призвания варягов «…на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке, там, где она впадает в Волгу, мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке…»

В 862 году новгородские земли и поморские земли попали, совместно со славянами (ильменскими) и кривичами, а также другими народами Руси под правление Рюрюковичей и власть варягов — легендарного Рюрика. Рюрик правил в Новгороде, Синеус правил в древнем городе Белоозеро, Трувор — в земле кривичей, в Изборске.

Новгородская республика в 1400 годах

До X века поморские места, на которых селились славяне, являлись лишь узкой полосой от Онежского до Белого озера, а Великий Новгород взыскивал дань и поддерживал торговые отношения как с финно-угорским населением поморской земли, так и с более далеким финно-угорским населением восточных областей.

Славянское население поморских земель очень выросло после начавшихся регулярных нападений монголо-татар на русские земли, в связи с массовой стихийной миграцией их на север Руси.

В начале XII века славянские селения были в бассейне Онеги, Ваги и Северной Двины. В Уставной грамоте князя Святослава Ольговича (1137 год) указано, что выплачивают церковную десятину (и следовательно, населены христианами) селения и погосты по реке Онеге (Погост на море), Ваге (Оустье Ваг), населённый пункт Устье Емьце при впадении реки Емцы в Северную Двину.

В начале XIV века русские летописи называют Двинскую землю центральной частью Заволочья, принадлежавшей Новгородской республике.

В XV веке, особенно в правление московского князя Ивана III Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и превращения её в центр русского государства.

Русское Государство в 1500—1700 годах

К 1462 году Важская земля уже была московской. В 1471 году, после битвы на Шиленьге, к Москве отошли многие владения на Северной Двине. В 1478 году вместе с Новгородом вся остальная территория Двинской земли вошла в состав Великого княжества Московского.

В 1492 году из Холмогор в европейские страны (в Данию) был доставлен морским путём караван с зерном для продажи на рынках Европы. Поскольку этим караваном в Данию также было доставлено посольство царя Московского государства Ивана III Васильевича, записи об этом походе сохранились в летописях и стали первым документальным свидетельством о появлении в России собственного торгового флота.

Появление 24 августа 1553 года из-за шторма английского корабля «Эдуард Бонавентура» под руководством капитана Ричарда Ченслера в устье северной реки Московского государства Северной Двины явилось катализатором бурного дальнейшего развития морской торговли русского купечества с европейскими государствами.

После установления контактов с местными жителями и Николо-Корельским монастырем капитан английского корабля «Эдуард Бонавентура» Ченслер едет в Холмогоры, тогдашнюю столицу Русского Севера, к воеводе. А оттуда, после ледостава, на санях он едет в Москву, на аудиенцию к царю Московского государства Ивану Грозному.

После встречи капитана Ричарда Ченслера с царём Иваном Грозным, впервые за историю обоих государств, были установлены дипломатические отношения. В Лондоне была основана Московская компания, английская торговая компания, обладающая монополией на торговлю с Московским государством, на основе выданного ей царем Иваном Грозным права.

Николо-Корельский монастырь (1905-1906гг)

Николо-Корельский монастырь стал морскими воротами Русского государства. Стал одним из торговых и дипломатических путей торговли и путей в Европу, пролегающих вначале по речному пути по Северной Двине, а далее морским путём вокруг Кольского полуострова.

Большое значение этих северных областей для Московского государства привело к тому, что в 1584 году в устье Северной Двины, на мысе Пур-Наволок, был построен новый город Архангельск, который до конца XVII века стал главным городом—портом Русского государства. На его долю приходилось примерно 60-80 % внешнеторгового оборота государства, отсюда экспортировались хлеб, пенька, лес, смола, меха и другие товары.

Значение Архангельского края возросло во времена правления царя Петра I, который здесь организовал военно-морское судостроение.

В 1693 году царь Петр приезжает в Архангельск, где закладывает на острове Соломбала первую в России государственную судостроительную верфь и строит два корабля.

Благодаря Петру I у зарождающегося военно-морского флота России появился свой Андреевский флаг. Описание вновь созданного флага, Петр I сделал такое: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». Создавая флаг, царь Петр полагал, что этот символ придаст новому морскому флоту российского государства небесное покровительство, мужество и боевую славу.

Герб Архангельской губернии утверждённый Александром II (1878)

В начале XVIII века, нынешняя территория области вошла в состав огромной Архангелогородской губернии, а затем до 1784 года в Вологодское наместничество, из которого было выделено Архангельское наместничество, преобразованное в 1796 году в Архангельскую губернию.

Долгое время в крае развивалась лишь лесозаготовительная и лесопильная промышленность, имеющая, главным образом, экспортный характер, и слабый зверобойный и рыболовный промысел.

В 1918—1920 годах, в годы Гражданской войны на севере европейской части России под контролем войск Антанты и Белой армии была образована Северная область. Административным центром которой был Архангельск.

14 января 1929 года Архангельская, Вологодская и Северо-Двинская губернии были упразднены и их территории образовали Северный край.

15 июля 1929 в Северном крае был образован Ненецкий национальный округ (сейчас Ненецкий автономный округ).

5 декабря 1936 года Северный край после отделения Коми АССР был преобразован в Северную область.

23 сентября 1937 Северная область была разделена на Архангельскую и Вологодскую области.

В момент образования в 1937 году область делилась на Ненецкий национальный округ и 27 районов: Березниковский, Вельский, Верхнетоемский, Вилегодский, Емецкий, Каргопольский, Карпогорский, Коношский, Котласский, Красноборский, Лальский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Няндомский, Онежский, Опаринский, Пинежский, Плесецкий, Подосиновский, Приморский, Приозерный, Ровдинский, Устьянский, Холмогорский, Черевковский и Шенкурский.

В 30-х годах в СССР встал вопрос о развитии и индустриализации северных территорий. 31 мая 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б), Совет Труда и Обороны СССР приняли постановление № 0-137сс о строительстве нового судостроительного завода на побережье Белого моря.

На основании произведённых изысканий руководством страны было принято решение о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья Северной Двины (поселок Судострой). В 1938 году поселок Судострой получил статус города и имя советского и партийного деятеля Вячеслава Молотова. Город Молотовск строился в одно время с судостроительным заводом № 402 и портом, принявшим в годы Великой Отечественной войны вместе с портом Архангельска большое число иностранных караванов по ленд-лизу.

В 1938 году был образован Сольвычегодский район. В 1940 году образован Беломорский район, а Березниковский переименован в Виноградовский.

В 1940 году (по другим сведениям, в марте 1941) из Архангельской области в состав Кировской области были переданы 3 района: Опаринский, Лальский и Подосиновский.

В 1952—1955 существовал Архангельский район. С 1958 число районов стало сокращаться. Первыми были упразднены Беломорский и Сольвычегодский районы. В 1959 упразднены Емецкий, Карпогорский, Ровдинский и Черевковский районы. В конце 1959 года из Ненецкого национального округа в состав Коми АССР отошла небольшая территория с рабочим поселком Хальмер-Ю.

Запуск ракеты Циклон-3 с космодрома Плесецк

В 1957 году на территории Плесецкого района началось развёртывание первого в СССР ракетного соединения, вооружённого межконтинентальными баллистическими ракетами (в последующем 3-й учебный артиллерийский полигон, а затем — 53-й научно-исследовательский испытательный полигон, ныне — 1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации — космодром Плесецк). Посёлок ракетчиков, расположенный в 9 километрах от райцентра Плесецк, вначале имел только почтовые адреса Москва-400 и Ленинград-300, а затем назывался Лесным. С ноября 1960 года посёлок стал именоваться Мирным, а 2 февраля 1966 года получил статус закрытого города областного подчинения. С 1992 года Мирный имеет статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО).

Подводный атомоход «Акула»

В 1957 году (Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 733/2 от 12 сентября 1957 года) город Молотовск был переименован в город Северодвинск. В этом же году в Северодвинске со стапелей сошла первая российская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту. Северодвинск стал родоначальником и крупным изготовителем подводных кораблей для российского военно-морского атомного флота. В настоящее время в Северодвинске работает ОАО ПО «Севмаш», единственная судоверфь в России, где ведётся серийное строительство атомных подводных лодок с баллистическими ракетами.

В 1963 году в связи с введением деления на сельские и промышленные районы, было произведено укрупнение сельских и образование промышленных районов, при этом были упразднены Верхнетоемский, Виноградовский, Няндомский, Онежский и Приозерный районы.

В 1965 году в связи с отменой деления на сельские и промышленные районы были восстановлены Верхнетоемский, Виноградовский, Няндомский и Онежский районы. В 1987 образован Соловецкий район,

В 1987 образован муниципальный Соловецкий район, в 2001 году острову Новая Земля, входящему в состав области присвоен статус муниципального образования.

В 2006 году территория Соловецкий района, остров Виктория и земля Франца-Иосифа включёны в состав Приморского района Архангельской области.

Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации (Архангельская область и Ненецкий автономный округ — территории под номером 1 и 8)

Архангельская область в настоящее время — это индустриально развитый регион России и Баренц-региона. Здесь успешно развиваются культура, туризм, образование. Динамично растут целлюлозно-бумажная, рыбная, лесная и другие отрасли промышленности. Успешно осуществляет свою деятельность военно-промышленный комплекс, включая атомное судостроение (Северодвинск), военное и коммерческое использование космических технологий (космодром Плесецк), исследования в области ядерных систем вооружений (Новая Земля).

Инфраструктура

Транспортная освоенность территории невысокая. На автотранспорт приходится около половины общего объёма перевозимых грузов и 95% всех перевозимых пассажиров. Длина автодорог с твёрдым покрытием составляет 7230 километров.

Архангельская область когда-то являлась одной из самых насыщенных узкоколейными железными дорогами регионов СССР. 

Общая протяжённость судоходных речных путей 3800 километров, сплавных путей более 9000 километров. Важнейшой водно-транспортной системой является река Северная Двина с притоками. Морские и речные порты: Архангельск, Онега, Мезень, Котлас (речной порт).

Длина железных дорог области составляет 1760 километров.

Главной железнодорожной магистралью является Северная железная дорога Архангельск — Москва. Другие важные железные дороги: Котлас — Вологда, Архангельск — Мурманск, Котлас — Киров, Архангельск — Карпогоры.

В области три крупных аэропорта. Международный аэропорт Талаги (Архангельск), аэропорты в Котласе и Нарьян-Маре. Аэропорты с короткой полосой действуют в Лешуконском, Мезени, Онеге. В Архангельске также действует аэропорт местных авиалиний Васьково.

По юго-востоку области проходит магистральный газопровод Пунга — Ухта — Грязовец. Газопровод Нюксеница — Архангельск обеспечивает подачу газа в административный центр области с месторождения на территории Ненецкого автономного округа.

 Источник: wikipedia.org

Экономика

Архангельская область — один из индустриальных регионов России. Объём промышленной продукции более чем в 14 раз превышает объём продукции сельского хозяйства. В экономике России выделяется развитым лесным комплексом (около 33 % российского производства целлюлозы, 26 % картона, 9,7 % пиломатериалов, по 9 % деловой древесины и бумаги), судостроением и рыбной промышленностью. Архангельская область обладает развитой рыбной (Архангельский траловый флот), лесной, деревообрабатывающей (Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат) и целлюлозно-бумажной промышленностью (Котласский целлюлозно-бумажный комбинат, Котласский химический завод, Архангельский ЦБК, Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат), имеется машиностроение (ПО «Севмаш», ЦС «Звёздочка», Котласский электромеханический завод, Соломбальский машиностроительный завод), выполняющее оборонный заказ, а также обслуживающее рыбную и деревообрабатывающую промышленности.

Основные промышленные центры: Архангельск, Котлас, Северодвинск, Новодвинск, Коряжма, Няндома, Вельск.

 Источник: wikipedia.org

Добавить предприятие Заказать баннер
 
О компании Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×