Правила пользования
Предприятия региона

Информация о регионе

Страна - Россия
Субъект федерации - Алтайский край
Координаты - 52°46′ с. ш. 82°37′ в. д.
Основан - в 1937 году
Тип климата - умеренно-континетальный
Население - 2 407 230 человек (2012 г.)
Часовой пояс - MSK+3 (UTC+7)

Географическое положение

Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири, на границе континентальной Азии в 3419 км от Москвы. Территория края составляет 168 тыс. кв. км, по площади занимает 24-е место в Российской Федерации и 10-е место в Сибирском федеральном округе.

На севере край граничит с Новосибирской областью, на востоке – с Кемеровской областью, юго-восточная граница проходит с Республикой Алтай, на юго-западе и западе – государственная граница с Республикой Казахстан, протяженность которой 843,6 км.

 Источник: altairegion22.ru

 

Климат

Климат Алтайского края умеренный, переходный к континентальному, формируется в результате частой смены воздушных масс, поступающих из Атлантики, Арктики, Восточной Сибири и Средней Азии. Средние максимальные температуры июля +26…+28 °C, экстремальные достигают +40…+42 °C. Средние минимальные температуры января −20… −24 °C, абсолютный зимний минимум −50… −55 °C. Безморозный период продолжается около 120 дней.

Наиболее сухой и жаркой является западная равнинная часть края. К востоку и юго-востоку происходит увеличение осадков от 230 мм до 600—700 мм в год. Среднегодовая температура повышается к юго-западу края. Благодаря наличию горного барьера на юго-востоке края господствующий западно-восточный перенос воздушных масс приобретает юго-западное направление. В летние месяцы часты северные ветры. В 20—45 % случаев скорость ветров юго-западного и западного направлений превышает 6 м/с. В степных районах края с усилением ветра связано возникновение суховеев. В зимние месяцы в периоды с активной циклонической деятельностью в крае повсеместно отмечаются метели, повторяемость которых 30—50 дней в году.

 Источник: wikipedia.org

 

История

Заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во второй половине ХVII века. Освоение Алтая пошло быстрее после того, как для защиты от воинственных кочевников джунгар были сооружены Белоярская (1717 г.) и Бикатунская (1718 г.) крепости.

Долгая Северная война со Швецией поставила перед Россией ряд проблем, одна из которых – получение собственных металлов и особенно меди, необходимой для изготовления пушек, чеканки монеты, литья колоколов. До войны Россия ввозила из Швеции свыше 17 тыс. пудов меди ежегодно, теперь же правительству Петра I пришлось обратиться к собственным природным ресурсам. С этой целью снаряжались поисковые партии, поощрялась частная инициатива.

Алтай издавна был известен как район добычи металлов. Этим и воспользовался крупнейший уральский заводчик Акинфий Демидов – 21 сентября 1729 года заработал первенец алтайской металлургии – Колывано-Воскресенский завод. Недра Алтая были богаты и серебром. В 1744 г. приказчики Демидова приступили к сереброплавильному производству. Итогом деятельности Акинфия Демидова на Алтае стало создание феодальной горной промышленности, основанной на крепостном труде приписных крестьян и мастеровых.

В 1747 г. императрица Елизавета Петровна издала указ, которым Алтай передавался в личную собственность русских царей – бывшие демидовские предприятия поступили в ведение царского Кабинета, под руководством которого осуществлялась последующая промышленная эксплуатация серебросодержащих месторождений края. За последующие пять лет на Алтае было выплавлено свыше 750 пудов серебра и более 20 пудов золота, что оценивалось в 150 тысяч рублей – громадная по тем временам сумма. Из алтайского серебра была изготовлена гробница Александра Невского весом в 90 пудов, находящаяся ныне в Эрмитаже.

К концу XVIII века в регионе действовало 8 горно-металлургических заводов. Ежегодная выплавка серебра достигала 1 тыс. пуд. Змеиногорский рудник во второй половине XVIII–начале XIX века был главным поставщиком серебросодержащих руд.

Образовавшийся во второй половине ХVIII века Колывано-Воскресенский (с 1834 г. – Алтайский) горный округ – это огромная территория, включавшая современные Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую, часть Томской областей и часть Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, общей площадью свыше 500 тыс. кв. км. Царствующий монарх был собственником алтайских заводов, рудников, земель и лесов, главное управление ими осуществлял Кабинет, находившийся в Петербурге. Костяк управления на месте составляли горные офицеры. Колывано-Воскресенское горное правление располагалось в Барнауле – административном центре округа.

В конце XVIII века на Алтае были открыты все важнейшие месторождения поделочных камней, принесшие ему мировую славу: Коргонское, Ревневское, Белорецкое и Гольцовское. С 1786 г. в регионе развивается камнерезная промышленность (шлифовальная мельница при Локтевском заводе, с 1802 г. – шлифовальная фабрика в п. Колывань). Она специализировалась на производстве крупных вещей: ваз, канделябров, каминов и др. изделий. Здесь была изготовлена из ремневской яшмы знаменитая «Царица ваз», украшающая один из залов Эрмитажа.

Монетный двор Сузунского медеплавильного завода с 1766 по 1781 г. изготовлял сибирскую медную монету, имевшую хождение только в Сибири; с 1781 по 1847 г. – общероссийскую.

В первой половине ХIХ века Алтай занимал первое место в России по производству серебра, второе – меди, третье – золота. Он превратился во второй после Урала промышленный район на востоке страны. В 1806 г. Барнаул наряду с Екатеринбургом официально признан горным городом.

После реформ 60–70-х годов ХIХ века феодальные пережитки на Алтае сохранялись в большей степени, чем в центре страны и других районах Сибири. Неприкосновенной осталась принадлежность горного округа царям, и это определило многие особенности развития Алтая в пореформенный период. Горная промышленность, являвшаяся главной отраслью экономики округа, вступила после 1861 года в полосу кризиса. С начала 1870-х годов стала неудержимо нарастать убыточность заводов, и к концу века почти все они были закрыты.

В пореформенном Алтае наибольшее развитие получила частная добыча золота. Наиболее крупными компаниями в золотопромышленности являлись «Алтайское золотопромышленное дело» и «Южно-алтайское золотопромышленное дело». К концу XIX века действовало 70 приисков и добывалось до 100 пудов золота ежегодно. Частная обрабатывающая промышленность была представлена мукомольными и крупчатыми мельницами, винокуренными заводами, пимокатными и овчинно-шубными мастерскими. На всю Россию славились черные овчинные полушубки, изготовлявшиеся в Барнауле.

Постепенно основой экономики Алтая становится сельское хозяйство. Наряду с возделыванием зерновых культур (пшеницы, овса, ржи) расширялись посадки картофеля, значительное развитие получило пчеловодство. В начале ХХ века на первый план выходят молочное животноводство и маслоделие. Алтайское масло даже экспортировалось в страны Западной Европы.

К 1915 году была построена Алтайская железная дорога, соединившая Новониколаевск, Барнаул и Семипалатинск. Совершенствовался и водный транспорт.

Выдающийся русский государственный деятель, министр внутренних дел, председатель Совета Министров (с 1906 г.) Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) в 1910 г. вместе с начальником Главного управления землеустройства и земледелия А.В. Кривошеиным посетил Сибирь и Алтай с целью ознакомления с практикой переселенческого дела. Во время поездки П.А. Столыпин, помимо других районов, пересек территорию всего Алтайского округа, преодолев сотни километров пути. Было проведено торжественное основание переселенческого села Славгород, оно быстро развивалось и уже через четыре года после этого получило статус города.

Начало реализации столыпинской переселенческой политики на Алтае было положено опубликованием указа 19 сентября 1906 г. «О предоставлении под переселение свободных земель в Алтайском округе».

Колонизационный фонд Алтайского округа формировался из свободных земель, отрезков от землеустройства крестьян-старожилов и аборигенного населения, кабинетских оброчных статей. Основная масса переселенческих участков выделялась в районах округа, ранее не затронутых или слабо затронутых земледельческой колонизацией, в том числе в засушливых местностях (Кулундинская и Бельагачская степи). Земель, отведенных под поселковые, хуторские и отрубные участки, было достаточно для размещения на них не более 2/3 всех прибывших в Алтайский округ переселенческих семей. Остальная масса переселенцев водворялась в старожильческих селениях. По сравнению с 1897-1906 гг. география расселения переселенцев в округе расширилась со 162 до 211 волостей.

Наиболее активное участие в переселении принимали выходцы из центрально-черноземных губерний, Украины, Новороссии и Поволжья. В столыпинский период уменьшилась доля переселенцев из Приуралья, Прибалтики и западных губерний. При определенной обособленности в культурно-бытовой сфере земледельческий труд и стремление к выживанию способствовали установлению сотрудничества в хозяйственно-производственной сфере между переселенцами и старожилами, а также инородцами.

Столыпинские переселения стали важной вехой в развитии Алтайского округа, ставшего местом наиболее массового водворения переселенцев. Этот процесс способствовал более широкому вовлечению сибирского региона в общероссийские экономические и социокультурные процессы. В регионе появилось много новых населенных пунктов, где в труднейших природных условиях возникали новые методы и приемы организации хозяйственной жизни, отрасли производства, которые прославили наш край далеко за его пределами (производство зерна, маслосыроделие, пчеловодство, мараловодство и др.)

События 1917-1919 годов привели к установлению на Алтае советской власти. В июне 1917 года была образована Алтайская губерния с центром в г. Барнауле. Она просуществовала до 1925 года.

С 1925 г. по 1930 г. территория Алтая входила в Сибирский край, с 1930 по 1937 г. – в Западно-Сибирский край. 28 сентября 1937 г. ЦИК СССР постановил разделить Западно-Сибирский край на Новосибирскую область и Алтайский край с центром в г. Барнауле.

На протяжении 1920-х годов Алтай оставался аграрным регионом и поэтому основные политические и социально-экономические процессы были связаны с развитием деревни. К началу 1930-х годов была завершена коллективизация крестьянских хозяйств.

На экономическом развитии Алтайской губернии в конце 1920-х годов сказывается окончание строительства Туркестано-Сибирской железной дороги. Для переработки среднеазиатского хлопка сооружается Барнаульский меланжевый комбинат – первое крупное текстильное предприятие Сибири. Его строительство началось в июне 1932 г., в ноябре 1934 г. вступила в строй первая очередь комбината. В 1940 г. предприятие достигло проектной мощности.

В Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби были построены элеваторы; в Бийске и Алейске – сахарные заводы; в Бийске, Рубцовске и Поспелихе – мясокомбинаты. Быстрыми темпами росли металлообработка и производство строительных материалов, улучшалась транспортная сеть. К концу 1930-х годов Алтай превратился в один из крупных аграрно-индустриальных регионов Сибири.

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала перестройки работы всего народного хозяйства. Алтайский край принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения, среди них заводы сельскохозяйственного машиностроения, тракторный, тракторного оборудования, механических прессов, аппаратурно-механический, вагоностроительный, два котельных и др. Война основательно изменила хозяйственный облик региона, дав мощный импульс развитию его промышленности. Эвакуированные предприятия были размещены в Барнауле, Бийске, Славгороде, Рубцовске, Чесноковке (Новоалтайске). В то же время край оставался одной из основных житниц страны, являясь крупным производителем хлеба, мяса, масла, меда, шерсти и других сельскохозяйственных продуктов и сырья для промышленности.

Первое послевоенное десятилетие было периодом массового освоения новой техники и технологии. Темпы роста промышленности края в шесть раз превышали среднесоюзные. Алтайские дизели представлялись на всемирных промышленных выставках в Берлине, Лейпциге и других городах, где получили высокие оценки и премии. На Алтайсельмаше в середине 1950-х гг. вступила в строй первая в стране автоматическая линия по производству лемехов. Бийский котельный завод впервые в истории котлостроения применил поточную линию по изготовлению барабанов котлов. Барнаульский завод мехпрессов внедрил конструкцию новых чеканочных прессов с давлением 1000-2000 т.

К началу 1960-х годов на Алтае производилось более 80% тракторных плугов, свыше 30% грузовых вагонов и паровых котлов, выпускавшихся к этому времени в РСФСР.

Приоритетное развитие промышленности, характерное для послевоенных десятилетий, сказалось на состоянии сельского хозяйства, которое продолжало развиваться экстенсивными методами. Ключевой для региона оставалась зерновая проблема. Временный выход из положения дало освоение целинных и залежных земель. Колхозами и совхозами края было освоено 2619,8 тыс. га целинных и залежных земель, в регионе организовано 20 целинных совхозов. За успешное освоение целины, увеличение производства зерна Алтайский край в октябре 1956 г. награжден орденом Ленина (вторым орденом Ленина Алтайский край награжден в 1970 г.). В дальнейшем освоение целины обернулось потерями посевных площадей в результате эрозии почв. В этих условиях настоятельной становилась необходимость интенсификации сельскохозяйственного производства, превращения его в комплекс, тесно связанный с перерабатывающими отраслями.

В 1970–80-е годы произошел переход от отдельно действовавших предприятий и отраслей к формированию территориально-производственных комплексов: аграрно-промышленных узлов, производственных и производственно-научных объединений. С центрами в крупных городах были созданы Рубцовско-Локтевский, Славгородско-Благовещенский, Заринско-Сорокинский, Барнаульско-Новоалтайский, Алейский, Каменский, Бийский агропромышленные комплексы.

В феврале 1972 г. началось строительство Алтайского коксохимического завода, в декабре 1981 г. был получен первый кокс.

 Источник: altairegion22.ru

 

Инфраструктура

 

На Алтае развита сеть железных дорог. Их общая протяженность — 1803 км, и 866 км — железнодорожные пути промышленных предприятий. В дореволюционный период действовали линии Барнаул — Семипалатинск протяженностью около 650 км. До 1945 года были построены магистрали Славгород — Кулунда — Павлодар и Локоть — Усть-Каменогорск, в послевоенные годы — участки южно-сибирского (Кулунда — Барнаул — Артышта) и среднесибирского (Барнаул — Камень-на-Оби — Карасук) направлений[37].

Самая протяженная линия края — Новосибирск — Барнаул — Семипалатинск, по которой осуществляются транзитные перевозки грузов из восточных районов страны в Среднюю Азию. По Южно-Сибирской магистрали идут транзитные потоки грузов в западные районы. Самые крупные железнодорожные станции: Алтайская, Барнаул, Бийск, Кулунда, Рубцовск, Алейская.

Длина автомобильных дорог общего пользования — 15,5 тыс. км. Все районные центры связаны с Барнаулом автомобильными дорогами с твердым покрытием. По территории края проходят федеральные трассы М52 («Чуйский тракт», Новосибирск — Бийск — государственная граница с Монголией) и А349 (Барнаул — Рубцовск — государственная граница с Республикой Казахстан), автодороги регионального значения Р366 (Бийск — Новокузнецк), Р367 (Мартыново — Залесово), Р368 (Бийск — Белокуриха), Р369 (Бийск — Алтайское — Черга), Р370 (Поспелиха — Курья — Змеиногорск — Третьяково), Р371 (Алейск — Родино — Кулунда — государственная граница с Республикой Казахстан), Р372 (Родино — Благовещенка), Р374 (Белоярск — Заринск), Р375 (Бийск — Артыбаш), Р380 (Новосибирск — Камень-на-Оби — Барнаул), а также автодорога «Алтай — Кузбасс», построенная в начале 2000-х годов.

Пассажирский транспорт общего пользования обслуживает 78 % всех населенных пунктов. Трамваи и троллейбусы действуют в Барнауле (см. Барнаульский трамвай, Барнаульский троллейбус), Бийске (см. Бийский трамвай), Рубцовске (см. Рубцовский троллейбус). На рынке автоперевозок работают 12,5 тысяч (2006) предприятий, которые обеспечивают 886 маршрутов: из них 220 — городские, 272 — пригородные и 309 — междугородние. Кроме того, в крае действуют 8 автовокзалов и 47 пассажирских автостанций.

Барнаульский аэропорт осуществляет воздушное сообщение с 30 городами других регионов страны и зарубежьем.

Общая длина судоходных линий — около 650 км. В зоне водно-транспортного обслуживания находится шестая часть территории края с населением примерно 1 млн человек. Судоходство развито по рекам Оби, Бии, Катуни, Чумышу, Чарышу. Основная категория грузов — зерно, строительные материалы, лес, уголь. На реках действуют специализированные пристани и речные вокзалы.

 Источник: wikipedia.org

 

Экономика

 

Основные роли в промышленности края занимают машиностроение — где выпускаются гусеничные трактора и плуги, паровые котлы, грузовые магистральные вагоны, дизели, шины, кузнечно-прессовые машины, буровые станки, генераторы для тракторов и автомобилей. Значительную часть составляет продукция предприятий оборонного комплекса; и пищевая промышленность — переработка зерна, мясо-молочной продукции, выпуск алкогольных и безалкогольных напитков.

Крупнейшие предприятия — «Алтайский тракторный завод», «Алтайский моторный завод», Барнаултрансмаш, «Сибэнергомаш», «Алтайпрессмаш», Алтайский вагоностроительный завод, «Алтайкокс», Иткульский спиртзавод, ФНПЦ «Алтай».

Менее развиты отрасли химии и нефтехимии. Основную долю в производстве занимает Кучукский сульфатный комбинат в р. п. Степное Озеро, который добывает сульфат натрия с частичной переработкой его в сернистый натрий, используемый в цветной и легкой промышленности.

Алтайский край — традиционный производитель зерна, молока, мяса, также здесь выращивается сахарная свекла, подсолнечник, лён масличный, лён-долгунец, хмель, рапс и соя.

В 2010 году Алтайский край занимал лидирующую позицию среди регионов СФО по выпуску продукции сельского хозяйства. В процентном соотношении от общего объёма по Сибирскому федеральному округу доля региона составляет 23 %. В частности, увеличилось производство мяса, молока, яиц. По сравнению с данными за 2008 год индекс сельхозпроизводства в крае — 119,2 %. По сбору зерновых регион занимает четвёртое место в стране и первое среди регионов, расположенных за Уралом.

Овощеводство и картофелеводство имеют подсобное значение, обеспечивая потребности местного населения. Плантации их распространены на всей территории края, но в основном сосредоточены в специализированных хозяйствах вблизи Барнаула, Бийска и Рубцовска. Промышленным производством плодов и ягод занимаются хозяйства объединения «Сады Алтая». В 1954—1960 годах в крае было освоено около 3 млн га целинных и залежных земель. Общая земельная площадь сегодня составляет почти 16 млн га, из которых 40 % занимают сельскохозяйственные угодья. Из-за ухудшения экономического положения большинства сельских товаропроизводителей, 125,3 тыс. га пашни не обрабатывается и учитывается как залежи.

 Источник: wikipedia.org

 

Добавить предприятие Заказать баннер
 
О компании Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2018 «Информ Вест»
Рейтинг@Mail.ru