Правила пользования
Курс ЦБ на 28.03 USD 449.58 up -0.49
EUR 486.94 up -1.57
RUB 4.86 up 0
28 марта Четверг, 23:52
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30
Предприятия региона

Информация о регионе

Страна - Казахстан
Область - Северо-Казахстанская
Координаты - 54°53′00″ с. ш. 69°10′00″ в. д.
Основана - в 1936 году
Тип климата - резко-континентальный
Население - 583 598 человек (2012 г.)
Часовой пояс - UTC+6

Географическое положение

Северо-Казахстанская область расположена на севере Казахстана, занимает южную окраину Западно-Сибирской равнины и часть Казахского мелкосопочника (Сары-Арки). Граничит на севере — с Курганской, Тюменской и Омской областью России, на юго-востоке — с Павлодарской областью, на юге — с Акмолинской областью, на западе — с Костанайской областью.  Территория области равна 97 993 км² и составляет 3,6 % территории Казахстана. Расстояние по прямой между крайними точками в направлении север — юг равно 375 км, запад — восток — 602 км.

 Источник: wikipedia.org

Климат

Климат области резко-континентальный. Зима холодная и продолжительная, лето сравнительно жаркое, с преобладанием ясной, часто засушливой погоды. Средняя температура января −18,6 °C, июля +19,0 °C. Самые низкие температуры воздуха — около −48 °C (станция Булаево, 1968 год), самые высокие около +41 °C (станция Явленка, 1940 год). Продолжительность периода со средними суточными температурами выше 0 °C составляет в среднем 125 дней. 

 Источник: ru.wikipedia.org

История

Природные условия Северо-Казахстанской области с ее ландшафтами, климатом, фауной и флорой обеспечили активное заселение края 10 тыс.лет до н.э. Древнейшее население активно использовало благоприятную для проживания широкую долину Ишима. Расположение стоянок группами, мощность и степень насыщенности их культурного слоя позволяет выделить три типа поселений: долговременные базовые лагеря с остатками жилищ и разнообразными наборами орудий, кратковременные сезонные стоянки и стойбища одновременного посещения. 

На рубеже III и IV тысячелетий до н.э. в силу климатических, вероятно, и демографических, изменений в Передней Азии и соседних с ней территорий происходит приток нового населения в степную и лесостепную зону со своим укладом и традициями. По материалам поселения Ботай удалось установить, что впервые на планете лошадь была одомашнена в районах Северного Казахстана. 

В IX-VII вв. до н.э. на просторы Казахстана продвигаются племена с новым экономическим укладом — кочевым скотоводством. Происходят изменения в общественных отношениях. Складываются предпосылки появления раннетюркских государств на территории Казахстана. 

В первые века н.э. имело место нашествие гуннского племенного союза в степные районы Казахстана. Гунны не только заложили основу прототюркского наречия, но и в известной мере успели его внедрить среди аборигенного населения края. 

В тюркское время огромная территория Казахстана в силу своего исторического развития и географического положения на долгие века стала мостом между Востоком и Западом, а ее коренному населению суждено было тысячелетиями жить в самом центре миграционных путей Евразии. С этого времени обширная часть территории Великого степного пояса стала Туркестаном, т.е. страной тюрков. 

Под давлением монгольского нашествия часть кыпчаков переместилась в пределы Северного Казахстана и Западной Сибири. Сюда же переместились найманы и киреиты. Это изменило карту размещения этнических групп. В разное время, в Северном Казахстане расселились переместившиеся сюда, помимо найманов и киреитов (киреев), также татары, мангыты, джалаиры, барласы, баарины и другие этнические группы. 

Казахское ханство имело прочную этническую основу — сложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена Восточного Дешт-и Кыпчака, Туркестана и Жетысу. Сложившаяся народность со второй половины 15 в. известна среди соседей и в письменных источниках, отражавших современные тому периоду события, под именем «казахи». Основным занятием населения жузов было кочевое скотоводство — своеобразный хозяйственно-культурный тип (ХКТ), сложившийся еще в древности в степях Евразии. 

Вторжения джунгар в начале 18 века в Казахстан сопровождались гибелью людей, скота, уничтожением зимовок, массовой откочевкой населения на север и запад. Оказавшись в сложной внешнеполитической обстановке, правители казахских ханств видели выход в принятии подданства и протекции Российского государства. 

26 марта 1752 г. последовал указ о постройке новой линии укреплений «к лучшему защищению сибирской стороны». Начинается строительство Новоишимской (Горькой — по цепи горько-соленых озер) линии, которая кратчайшим маршрутом должна была соединить крепости Омск и Звериноголовскую. Центральным укреплением линии становилась заложенная в июле 1752 г. на правом берегу Ишима крепость св. Петра. 

К 1755 г. основные работы на линии были завершены. Позднее крепость получила статус города Петропавловск. 

Со временем, задуманное изначально как военно-оборонительное, Петропавловское укрепление стало политическим, торгово-экономическим и административным центром края. Постепенно здесь, теснясь к реке, вырастали улицы. К концу 18 века в подгорной части было 172 дома и 914 жителей, гостиный двор с 44 купеческими лавками. Интенсивное строительство города на горе началось с 50-х годов 19 века. 

Развитию экономической инфраструктуры в крае способствовало открытие в 1894 году станции Петропавловск Транссибирской железной дороги, что значительно расширило возможности товарооборота края. Город стал средоточием стационарной торговли фабрично-заводскими товарами для местного населения. Особенно процветали оптовая торговля скотом. 

В 1894 году через город Петропавловск начала строиться линия Сибирской железной дороги, что в последствии сделало город важным транспортным узлом, связывающим запад и восток страны. Развитие железнодорожного транспорта наложило свой отпечаток и на ускорение социальных процессов. 

События Октябрьского переворота 1917 года в России оказали влияние на ситуацию в Северном Казахстане. Боевые действия Красной Армии по освобождению Северного Казахстана вошли в историю гражданской войны под названием Петропавловской операции. Она проходила с 20 августа по 3 ноября 1919 года под командованием М.Н.Тухачевского. 

29 июля 1936 года была образована Северо-Казахстанская область в составе Казахской ССР. Ранее это был Петропавловский уезд Омской губернии РСФСР (существовала в 1919—1925 гг.).

Тоталитарная система, установившаяся в стране, привела к массовым репрессиям и в Северном Казахстане. С 1930 г. началась коллективизация и так называемая «ликвидация кулачества». Из 5367 хозяйств, раскулаченных в Петропавловском округе, 1544 (29 %) оказались хозяйствами середняков и бедняков. 

Предпринятая индустриализация страны положительно сказалось на экономическом развитии области. Уже в первые пятилетки удалось реконструировать ведущие предприятия края — консервный, хромовый, овчинный и механический заводы. В 1930-32 годах в Петропавловске был построен кирпичный завод. В 1921 году началось строительство железной дороги Петропавловск-Кокчетав, в 1927 году эта линия была продлена до ст. Курорт Боровое. С февраля 1935 года в Приишимье открылись регулярные почтово-пассажирские рейсы легких самолетов типа «АН». 

В начале Великой Отечественной войны в область было эвакуировано оборудование 20 промышленных предприятий. В первые дни войны в Петропавловске была сформирована 314-я стрелковая дивизия. Североказахстанцы проводили на фронт около 120 тысяч человек, в трудовую армию — 55 тысяч, из них более 45 тысяч погибли в боях. За годы Великой Отечественной войны 53 североказахстанца удостоены звания Героя Советского Союза, 11 стали полными кавалерами ордена боевой Славы. 

В 70-80-е годы произошел рост промышленного производства, транспорта, строительной отрасли. Продукция машиностроения считалась главенствующей. Ее удельный вес в общем объеме промышленного производства области составлял 46 %. Второе место принадлежало пищевой отрасли — 34,8 %. Остальные объемы приходились на легкую промышленность, энергетику и др.отрасли.

 Источник: kz.all.biz

Инфраструктура

Сеть автомобильных дорог в Северо-Казахстанской области составляет 9002,9 км, из них 7534,9 км составляет сеть автомобильных дорог общего пользования областного и районного значения, 1468 км автомобильных дорог республиканского значения. 

Из общей сети автомобильных дорог - 7053,5 км (78,3%) составляют дороги с твердым покрытием, в т.ч. дороги областного и районного значения – 5573,5 км (62,9 %). Различные дефекты покрытия имеют 68,9 % - автодорог областного и районного значения.

Рост объемов перевозок пассажиров связан с увеличением парка в области, а также для удовлетворения потребностей населения открытием новых маршрутов. Для удовлетворения населения в пассажирских перевозках по области действуют 203 автобусных маршрута, в том числе городские – 32, пригородных - 17, междугородных внутриобластных - 82, международных - 6, межобластных - 28, внутрирайонных - 31 и внутрипоселковых - 7. 

Регулярным пассажирским автомобильным сообщением охвачено 465 сельских населенных пункта из 711, охват их составляет 66,5 %. По состоянию на 1 июня 2010 года по Северо-Казахстанской области для обслуживания пассажиров и перевозчиков действуют 15 автостанций и 1 автовокзал.

По территории Северо-Казахстанской области проходит железная дорога протяженностью 545 км.

Аэропорт г. Петропавловска сдан в эксплуатацию 1975 году, 6 декабря 2001 года придан статус международного аэропорта. По своим техническим характеристикам имеет возможность принимать воздушные судна типа ЯК-40, АН-24, Ту-134, Ту-154, Ил-76, Ми-8, Фоккер-50, Боинг-757. Пропускная способность аэровокзала 200 пассажиров в час, общая площадь 2763,8 кв.м. 

На регулярной основе осуществляется социально значимые для области авиамаршруты «Астана-Петропавловск-Астана». Для поддержания уровня рентабельности данные рейсы субсидируется из местного бюджета.

 Источник: kz.all.biz

Экономика

В Северно-Казахстанской области развито машиностроение и металлообработка. Эту отрасль промышленности представляют следующие крупные предприятия - ТОО "Завод малолитражных  двигателей", АО "ЗИКСТО", АО "Мунаймаш", АО "Завод им. С.М.Кирова", АО "Петропавловский завод тяжелого машиностроения", АО "Петропавловский ремонтно-механический завод", ТОО "Дизель", ТОО  "Ротор", которые выпускают запчасти для сельскохозяйственных машин и оборудования, двигатели,  насосы, передвижные электростанции, оборудование для пищевой промышленности, счетчики  расхода газа и электроэнергии. Петропавловский завод электроизоляционных материалов "IЕТ  Industrial Inc." производит высококачественные изоляционные материалы, применяемые в  электротехнике, а также лакокрасочную продукцию и полимерные материалы. Легкую  промышленность области представляют АО "Жастар", АО "Динамо-Север", "Сапоговаляльная фабрика",  ТОО "Овчинно-меховая фабрика", АО "Кожзавод". Развивается индустрия стройматериалов  ("Агропромстрой", "Силикат", "Асфальтобетон"). Пищевая промышленность представлена  предприятиями ТОО "BEST LTD", АО "Колос", ТОО "Молпродукт". Посевные площади области занимают  зерновые культуры, главным образом, яровая пшеница. Развито овощеводство. Из технических  культур преобладает подсолнечник, лен-кудряш. Высевают также просо, озимую рожь, кормовые  культуры. В животноводстве выделяется мясомолочное направление, а также овцеводство и  птицеводство.

 Источник: kz.all.biz

Добавить предприятие Заказать баннер
 
О компании Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×