Правила пользования
Курс ЦБ на 25.04 USD 443.85 up -0.47
EUR 474.3 up 0.97
RUB 4.8 up 0.04
25 апреля Четверг, 10:04
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30
Предприятия города

Информация о городе

Страна - Россия
Статус - город Кострома
Субъект федерации - Костромская область
Координаты - 57°46′00″ с. ш. 40°56′00″ в. д.
Основан - в 1152 году
Город с - 1213 года
Тип климата - умеренно-континентальный
Население - 271 445 человек (2013 г.)
Часовой пояс - UTC+4

Географическое положение

Кострома расположена на Костромской низменности, на обоих берегах Горьковского водохранилища Волги, у старого устья реки Костромы — в 65 км от Ярославля, в 105 км от Иваново и в 301 км к северо-востоку от Москвы.

 Источник: wikipedia.org

Климат

Климат умеренно-континентальный, велико смягчающее влияние Атлантического океана. Среднегодовая температура — +4,2 C°, среднегодовая скорость ветра — 3,1 м/с, среднегодовая влажность воздуха — 79 %.

 Источник: wikipedia.org


История

Не существует единого научно обоснованного взгляда на происхождение названия города. Очевидно, это гидроним: название образовано от реки, на которой он стоит. «Костра́» (или «костри́ка») в восточнославянских диалектах обозначает солому для сжигания. В словаре Фасмера этот топоним связывается с восточнославянским ритуальным персонажем, представлявшим собой соломенную куклу, которую символически сжигали во время летнего обрядового цикла — в Семик или Петров день («похороны Костромы»). Существует также версия финно-угорского происхождения названия: фин. kosto — месть, фин. maa — земля, «Земля возмездия». Однако выделение форманта -ма в ряде случаев спорно, а основа костр- нетипична для дорусской гидронимии этого края.

Археологические раскопки в центре современного города выявили разрозненные находки фатьяновских топоров — вероятно, они происходят из разрушенного могильника бронзового века. Найдена лепная керамика середины — второй половины I тысячелетия (то есть периода, предшествующего славянской колонизации), указывающая на селище финно-угров. Концом XI века датируются найденные археологами находки на месте первого костромского кремля: стеклянные женские браслеты и металлическое писало для берестяных грамот и вощёных дощечек.

Датой основания Костромы официально считается 1152 год. Эту дату предложил историк В. Н. Татищев, связав это событие с деятельностью Юрия Долгорукого на северо-востоке Руси. Достоверных указаний на это нет, равно как не имеют серьёзной научной опоры и прочие существующие гипотезы.

Имеющиеся археологические находки свидетельствуют о существовании в XI—XII веках крепости и торгово-ремесленного посада на левом берегу Волги при впадении реки Сулы.

Первое летописное упоминание о существовании Костромы относится к 1213 году, оно связано с распрями между сыновьями великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо. В этом году ростовский князь Константин сжёг Кострому, которая поддержала его брата — владимирского князя Юрия: «и пожже ю всю, а люди изымаша». После победы Константин в 1216—1217 году передал Кострому в удел своему малолетнему сыну Василию.

Достоверно неизвестна судьба Костромы во время нашествия Батыя в 1238 году: захватчики «попленили все на Волге до Галича Мерьского».

После 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, построившим в городе деревянную церковь в честь святого покровителя Феодора Стратилата, имя которого он носил в крещении. В 1246 году город перешёл в удельное владение малолетнего младшего сына Василия. В этом же году Кострома становится столицей Костромского удельного княжества, которое выделилось из состава Владимиро-Суздальской Руси

В 1272 году Василий Ярославич стал великим князем владимирским — главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, тем самым сделав город столицей Северо-Восточной Руси до своей кончины в 1276 году.

В XIII—XIV веках вокруг Костромы возникают укреплённые монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский.

В 1364 году Кострома входит в состав Московского княжества, с тех пор её история неотделима от развития и культуры общерусского государства. Деревянный город в устье Сулы нередко подвергался грабительским нападениям ушкуйников, поэтому в 1419 году он был перенесён на новое возвышенное место, которое стало известно как Костромской кремль. Именно там был выстроено первое в городе каменное здание — Успенский собор.

В Смутное время Кострома была дважды взята отрядами польского пана Лисовского и подверглась страшному опустошению, в 1609 году костромское ополчение сыграло важную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II. Костромские отряды влились в народное ополчение Минина и Пожарского. В Ипатьевском монастыре в 1613 году был призван на царство Михаил Фёдорович Романов, и, таким образом, Кострома стала «колыбелью» царской и императорской династии Романовых.

После Смутного времени в Костроме были заново отстроены оборонительные укрепления кремля, а вокруг раскинулся обширный торгово-ремесленный посад и слободы. К середине XVII в. Кострома по своему экономическому развитию и числу жителей становится третьим после Москвы и Ярославля крупным ремесленным городом Русского государства с развитым текстильным, кожевенным, мыловаренным, серебряным и иконописным производством. Получили развитие кузнечный, гончарный, строительный промыслы. Тогда же в Костроме возникает большой торговой центр, в городе была учреждена английская фактория. Во второй половине XVII века в Костроме сформировалась выдающаяся школа фресковой и иконной живописи.

В результате петровских реформ Кострома в 1708 году стала провинциальным городом Московской губернии. 16 июля 1744 года учреждена Костромская епархия.

В 1767 году Екатерина II учредила герб Костромы с изображением галеры «Тверь», на которой она прибыла в Кострому. После пожара 1773 года основательно перестраивается кремль и близлежащие кварталы, возводится новый гостиный двор. К концу века была закончена соборная колокольня, которая высилась над окружающей застройкой, тем самым организовывая пространственную среду города. С 1778 года Кострома стала центром Костромского наместничества. В 1781 году Екатерина II утвердила генеральный план застройки Костромы, по которому были засыпаны оборонительные рвы, срыты земляные валы, началась застройка города торговыми рядами и гражданскими зданиями.

C середины XVIII века началось развитие Костромы как текстильного центра: в 1751 году купцом И. Д. Углечаниновым была построена первая полотняная фабрика. По объёму производимых льняных тканей Кострома быстро вышла на первое место в России. Здесь также действовали 12 кожевенных и 18 кирпичных заводов, 6 суконных мануфактур, колокололитейный, изразцовый и другие заводы. Кострома стала крупной торговой пристанью на волжском транзитном пути.

В декабре 1796 года указом императора Павла I город стал центром созданной Костромской губернии. В 1797 году Павел I побывал в Костроме.

Визиту в Кострому Николая I в 1835 году город обязан переименованием центральной Екатеринославской площади в Сусанинскую и указом о возведении памятника царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину (открыт 14 марта 1851 года)[16]. С 1838 года начинает еженедельно выходить первое периодическое издание — газета «Костромские губернские ведомости».

В 1858 году в Кострому приезжает император Александр II и императрица Мария Александровна, а летом 1881 года — император Александр III с императрицей Марией Фёдоровной и наследником Николаем.

Общий вид губернской сельскохозяйственной, кустарной и промышленной выставки с общественно-культурным отделом, 1913 год. Фото К.Буллы

В 1870 году в Костроме построен первый водопровод, в 1891 году открылся музей древностей. В 1894 году в Костроме насчитывалось 36 церквей. В 1895 году в Костроме построено первое пятиэтажное здание (общежитие для рабочих и служащих Товарищества Ново-Костромской льняной мануфактуры).

Начало XX века ознаменовалось оживлением социальной и экономической активности в городе. В 1905 году в Костроме создаётся второй (после Иваново-Вознесенского) в России Совет рабочих депутатов. В 1913 году в Костроме широко праздновалось 300-летие дома Романовых: город посетил император Николай II с семьёй. К этому событию была построена электростанция, открыта вторая очередь водопровода, благоустроен центр, заложен фундамент грандиозного памятника 300-летию династии Романовых, построен целый ряд гражданских сооружений, в их числе Романовский музей и Романовская больница.

14 января 1929 года постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния упраздняется. Кострома теряет статус губернского города и включается в состав сначала Ивановской, а затем Ярославской области.

Индустриализация выразилась в форсированном развитии предприятий текстильной, лёгкой и деревоперерабатывающей промышленности, а также текстильного машиностроения. В 1932 году было закончено строительство железнодорожного моста через Волгу. По проекту инженера И. Д. Зворыкина строится льнофабрика, на которой были механизированы трудоёмкие процессы. Строительство производственных корпусов и жилых зданий для рабочих было закончено в 1935 году, в 1936—1938 годах осуществлялись работы по монтажу оборудования. К концу 1930-х годов численность населения выросла почти вдвое за счёт притока рабочей силы из крестьян. В 1932 году создан текстильный институт, а в 1939 году — учительский институт.

В 1930-х годах в городе было разрушено или перестроено множество храмов. Наиболее известно разрушение Костромского кремля в 1934 году, церквей и часовен в центре. Ещё ранее, в сентябре 1918 года, Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции, и начато уничтожение памятника подвигу Ивану Сусанину (полностью демонтирован к 1934 году).

В годы Великой Отечественной войны в Кострому были эвакуированы госпитали, военные училища и гражданское население. Близ Костромы осенью 1941 года формировалась Ярославская коммунистическая дивизия. Тысячи костромичей за подвиги на фронте и тылу награждены орденами и медалями, 29 из них удостоены звания Героя Советского Союза.

13 августа 1944 года город Кострома становится административным центром вновь образованной Костромской области.

В 1950—1980-е годах в Костроме, кроме текстильной и деревообрабатывающей промышленности, получают интенсивное развитие новые перспективные отрасли: энергетика, машиностроение и металлообработка, радиоэлектроника и приборостроение.

В это время осуществляется интенсивное промышленное и жилищное строительство: формируются промышленные зоны и жилые микрорайоны. Появляются новые и модернизируются имеющиеся объекты социально-бытовой инфраструктуры (лечебный корпус областной больницы (1981), станция скорой медицинской помощи (1982), цирк (1984), здание архива Костромской области (1984), филармония (1988) и др.).

Получила развитие туристическая инфраструктура, в 1958 году на базе Ипатьевского монастыря организуется историко-архитектурный музей-заповедник, за южной стеной монастыря вдоль левого берега речки Игуменки в 1960-е годы формируется музейный комплекс деревянного зодчества. В 1970 году открыто движение по автопешеходному мосту через реку Волгу; в 1972 году начато движение троллейбусов; в 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города. На левом берегу Волги построен гостиничный комплекс «Волга» (1977). В 1987 году в Костроме впервые прошёл праздник — День города, совпавший с его 835-летием.

 Источник: wikipedia.org

Инфраструктура

Городской транспорт представлен автобусом, троллейбусом и маршрутным такси. В Костроме 58 действующих городских маршрутов протяженностью более 600 километров.

На конец 2010 года ежедневно в перевозочном процессе было задействовано 89 единиц муниципального транспорта — автобусов большой вместимости и троллейбусов, а также около 540 транспортных единиц частных перевозчиков.

В настоящее время общественный транспорт Костромы находится в глубоком кризисе, связанном, в частности, с неэффективным управлением и с сокращением числа муниципальных автобусов большой вместимости. В конце 1990-х годов в городе действовало 2 муниципальных автотранспортных предприятия: ПАТП-1 (около 150 автобусов «Икарус» и «ЛиАЗ») и ПАТП-4 (91 автобус «Мерседес»). В 2004 году ПАТП-1 было ликвидировано, 14 автобусов «Икарус» было передано в ПАТП-4. В марте 2011 года ПАТП-4 признано банкротом, часть «Мерседесов» списана.

В августе 2011 года произошло крупнейшее обновление автопарка за последние годы: в новое муниципальное транспортное предприятие «Костромагортранс» на условиях лизинга приобретены 33 автобуса «ПАЗ» и «ЛиАЗ», оснащенных системой ГЛОНАСС. Новые автобусы планируется оснастить наружным и салонным электронным табло, системой видеорегистрации и валидатором. 

Кострома связана с Ярославлем ответвлением от автодороги М8 «Холмогоры», с городами Иваново и Владимир — автодорогой федерального значения Р600. Значительная нагрузка транзитных и городских транспортных потоков приходится на единственный автопешеходный мост через Волгу, расположенный вблизи городского центра. Перспективный план развития Костромы предусматривает строительство объездной дороги и второго автомобильного моста ниже по течению вне городской черты.

В Костроме имеется речной порт, но регулярное пассажирское сообщение носит ограниченный характер: движение скоростных судов прекращено в конце 1990-х годов, местные перевозки осуществляются теплоходом типа «Москва». В летний период порт ежедневно принимает по несколько круизных теплоходов.

Аэропорт Сокеркино обслуживает небольшое количество рейсов местного значения. Среди них рейсы:

Кострома — Шарья — Боговарово на самолётах Ан-2

Кострома — Кинешма — Юрьевец на вертолётах Ми-2 (с апреля по сентябрь в пятницу и воскресенье).

14 апреля 2009 года возобновлено авиасообщение с Москвой, а с 2010 года — с Юрьевцем, Анапой и Санкт-Петербургом.

В 1887 году к Костроме была подведена железная дорога со стороны Ярославля. Станция Кострома, построенная на правом берегу Волги (в настоящее время для пассажирских перевозок не используется), не имела мостового сообщения с центральной левобережной частью города. В 1932 году было закончено строительство железнодорожного моста и станции Кострома-Новая с вокзалом в стиле конструктивизма.

Город имеет выход на магистральные железные дороги: электрифицированным однопутным участком Кострома — Ярославль и однопутным участком на тепловозной тяге Кострома — Галич (Северный Транссиб). Из-за различных систем электрификации (3 кВ, постоянный ток в Ярославле и Костроме и 25 кВ, переменный ток, в Галиче) и нерентабельности сооружения дополнительной станции стыкования, движение транзитных поездов через Кострому ограничено. Большинство поездов следуют в объезд областного центра через Данилов и Буй.

Кострома связана ежедневным беспересадочным сообщением с Москвой (поезд «Кострома») и Санкт-Петербургом (прицепные беспересадочные вагоны с переприцепкой по станции Нерехта). Круглогодично курсируют пассажирские поезда Москва — Хабаровск, а в летнее время — Москва — Владивосток, Кострома — Анапа (через Рязань) и Кострома — Адлер (через Липецк).

Пригородное сообщение осуществляется электропоездами до Нерехты и Ярославля: ежедневно курсируют электропоезда со всеми остановками (время в пути до Ярославля около 3 часов) и экспрессы (в пути около 2 часов). Ежедневно следует также пригородный поезд на тепловозной тяге по маршруту Кострома — Галич (время в пути 3,5 часа).

До 1985 года существовало пригородное сообщение Кострома (разъезд 5 км) — Мисково по узкоколейной железной дороге. В настоящее время железная дорога Мисковского торфопредприятия разобрана.

В середине 1970-х годов ежедневно курсировал пригородный поезд Кострома — Иваново, а также поезд местного сообщения Кострома — Киров с вагонами беспересадочного сообщения Кострома — Вологда (с переприцепкой по станции Галич) и Кострома — Малое Раменье (с переприцепкой по станции Супротивный), осуществлявший удобное и надёжное сообщение Костромы с крупнейшими райцентрами и соседними областными центрами. С поездом Кострома — Москва курсировал вагон Кострома — Горький с переприцепкой по станции Нерехта. В 2010 году маршрут местного поезда Кострома — Свеча (укороченный вариант поезда Кострома — Киров) был ликвидирован.

 Источник: wikipedia.org

Экономика

Кострома — старинный центр текстильной промышленности (главным образом, льняной). Наиболее известны льнокомбинат имени И. Д. Зворыкина, Большая Костромская льняная мануфактура, фабрика «Ременная тесьма».

Машиностроение представлено заводами: «Мотордеталь», судомеханическим, вентиляционно-отопительного и энергосберегающего оборудования «Концерн Медведь», калориферным, текстильного машиностроения, экскаваторным, красильно-отделочного оборудования, по производству торгового оборудования «Русь», торгового холодильного оборудования Brandford и другими. Производство тепла и электричества осуществляют Костромская ТЭЦ-1 и Костромская ТЭЦ-2.

Развиты деревообрабатывающая (фанерный комбинат «Фанплит», мебельная фабрика «Костромамебель», мебельная фабрика «Такос»), полимерная (завод «Ремстройпласт»), полиграфическая (ГУ ИПП «Кострома»), пищевая промышленность (ФЛ ФГУП «Костромской ликёро-водочный завод», спиртзавод, пищевой комбинат «Меренга», завод по производству замороженных котлет, производство бутилированной воды «Святой источник», хлебокомбинаты, молочные комбинаты, пекарни и другие), производство стройматериалов (силикатный завод, завод кровельных материалов), товаров народного потребления (завод «Кварц», предприятие «ФЭСТ» и другие), торгового оборудования (завод КС-РУСЬ Кострома).

Кострома известна ювелирным производством, в городе действует целый ряд предприятий по изготовлению ювелирных изделий: Костромской ювелирный завод, а также ювелирные предприятия «Альтмастер», «Алькор», «Топаз», «Диамант», «Эгрет», «Дельта», предприятие по производству ювелирного демооборудования ООО Диадема-Кострома.

 Источник: wikipedia.org

Добавить предприятие Заказать баннер
 
О компании Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×