Правила пользования
Курс ЦБ на 25.04 USD 443.85 up -0.47
EUR 474.3 up 0.97
RUB 4.8 up 0.04
25 апреля Четверг, 16:51
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30
Предприятия города

Информация о городе

Страна - Россия
Статус - административный центр
Субъект федерации - Кировская область
Координаты - 58°36′00″ с. ш. 49°39′00″ в. д.
Основан - в 1181 году
Город с - 1374 года
Тип климата - умеренный
Население - 483 176 человек (2013 г.)
Часовой пояс - UTC+4

Географическое положение

Киров расположен в долине реки Вятки, в среднем её течении, на северо-востоке Европейской части России, на Русской равнине, в зоне таёжных лесов, в поясе полесий и ополий.

Входит в территориальную группу регионов Приволжья — Приволжский федеральный округ. Расстояние до ближайших крупных городов: Казани — 409 км, Перми — 471 км, Нижнего Новгорода — 563 км, Уфы — 734 км, Самары — 770 км.

 Источник: ru.wikipedia.org

Климат

Территория Кирова относится к континентальному климату умеренного пояса, с преобладанием воздушных масс континентального климата умеренных широт. Из-за близости к Северному Ледовитому океану и отсутствия барьеров для проникновения полярных воздушных масс возможны вторжения холодного воздуха, порождающие сильные морозы зимой и заморозки, резкие похолодания — летом. Из-за большого количества промышленных предприятий и жилых строений температура в городе в среднем на 1—3 С° выше окрестностей.

 Источник: wikipedia.org

История

Первые поселения на территории нынешнего Кирова были образованы предположительно 2,5 тысячи лет назад. В 1 тысячелетии н. э. здесь были расселены древние пермяне — предки удмуртов и коми. Основные поселения располагались по берегам крупных рек Чепцы, Моломы и Вятки.

Согласно местной «Повести о стране Вятской» (кон. XVII века), город был основан после 1181 года новгородцами. К этому времени они уже основали Никулицын и Котельнич, и решили создать единый центр. Первое упоминание о городе Вятке (или Вятской земле) в общерусских летописях датируется 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на главный город Волжской Булгарии — Булгар.

«В лето 6882 (1374) идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойницы, 90 ушкунцев, и грабиша Вятку и шедше взяша Болгары»

В 1378 году между вятчанами и Суздальско-Нижегородским княжеством заключён договор о союзе, а с 1391 года город стал основной резиденцией суздальских князей Василия Кирдяпы и Семёна Дмитриевича, изгнанных из Суздальско-Нижегородского княжества после завоевания его Москвой. После смерти князей в 1401 году власть перешла к галицкому князю Юрию Дмитриевичу. Отряды вятчан участвовали в походах против Золотой Орды (1392, 1409 года) и в войне московского князя Василия I с Новгородом (1417—1418 года).

В 1412 году произошла знаменитая битва между вятчанами и устюжанами. Битва состоялась ночью, в овраге, названном позже Раздерихинским. По одной из версий, устюжане пришли на помощь вятчанам для обороны от татар, по другой, они в союзе с московскими князьями хотели захватить город. В память о тех событиях появился вятский народный праздник «Свистопляска», а на берегу оврага была построена часовня во имя архангела Михаила.

В 1432—1453 годах Вятка участвовала в войне между галицкими и московскими князьями; после поражения галицкой группировки перешла под контроль местных бояр и купцов. В 1455—1457 годах в городе построили деревянный кремль, названный Хлыновым. После двух военных походов московского войска против Хлынова в 1457 и 1459 годах власть в городе формально перешла к Москве, но с сохранением местного самоуправления. Участвовала в военных походах Московского княжества против Новгорода и Казани.

В начале 80-х годов власть в городе перешла к сепаратистам во главе с Иоанном Аникеевым. При хане Ибрагиме в Хлынове сидел казанский наместник. Хлыновские войска совершали походы против земель, находящихся под властью московского княжества. После двух неудачных попыток московскому войску удалось захватить город в 1489 году. Местная знать была переселена в Подмосковье, а в городе поставлен московский наместник. Вятская земля окончательно включена в состав Московского государства.

По причине отдалённости от основных русских земель Вятская земля не нуждалась в союзе с сильными княжествами и признавала лишь покровительство князей, оставаясь самоуправляемой территорией. В качестве главного органа управления действовало народное вече. Наиболее влиятельной группой феодального класса являлись бояре, за ними следовали купцы и духовенство. Остальные вятчане представляли свободное общинное население и состояли из крестьян и ремесленников.

В 1551—1552 годах хлыновские войска приняли участие в генеральном походе русских войск против казанских татар. В 1554 и 1556 годах участвовали в походах против Астраханского ханства. В результате этих походов Хлынову были возвращены исконные земли, захваченные ранее Золотой Ордой.

2 июня 1580 года Хлынов получил от Ивана Грозного грамоту на построение в городе монастыря, названного в честь игумена-основателя Трифоновым. В 1607 году в Хлынове организована первая в Хлыновской земле ярмарка, получившая название Семёновской, приуроченная к 1 сентября. В 1658 году основана Вятская и Великопермская епархия с центром в городе Хлынове. С 1680 по 1686 год воеводой в Хлынове был царский стольник Кузьма Осипович Грушецкий, двоюродный брат царицы Агафьи Грушецкой. В 1689 году построен Успенский собор Трифонова монастыря — одно из первых каменных зданий в Хлынове. В 1694 году хлыновский купец Спиридон Лянгузов провёл первый торговый караван из Москвы в Китай после заключения российско-китайского договора, разрешившего взаимную торговлю.

В 1710 году при первом делении России на губернии Хлынов вместе с Хлыновской землёй был включён в состав Сибирской губернии, а южные Хлыновские земли были включены в состав Казанской губернии. В 1719 году губернии были разделены на провинции, Хлыновская земля была преобразована в самостоятельную провинцию. В 1722—1723 годах на Хлыновской земле была проведена первая подушная перепись, в Хлынове числилось 2276 душ.

В 1727 году Хлыновская провинция перешла из состава Сибирской губернии в состав Казанской. 18 декабря 1780 года указом императрицы Екатерины II образовано Хлыновское наместничество, вскоре преобразованное в Вятскую губернию. Город Хлынов переименован в город Вятку. 28 мая (10 июня) 1781 года учреждён герб города Вятки, составленный петербургским герольдмейстером Волковым. В 1785 году начата работа по учреждению городской Думы в Вятке. Первый созыв органа городского самоуправления — Вятской городской Думы — состоялся 26 августа 1793 года.

В 1727 году в Хлынове открылась первая в городе начальная школа при архиерейском доме, в 1733 году она была преобразована в славяно-латинскую школу, а в 1758 году на её базе создано первое в Хлынове среднее учебное заведение — Вятская духовная семинария. 22 сентября 1786 года было открыто первое гражданское учебное заведение, на базе которого 21 ноября 1811 года создана Вятская мужская гимназия. В 1818 году в городе открылось духовное училище, 8 сентября 1820 года создано училище для детей канцелярских служащих, а 11 октября 1859 года открылось женское училище 1 разряда — Вятская женская гимназия. 8 ноября 1868 года было основано земское училище сельскохозяйственных и технических знаний (с 1 октября 1880 года — реальное училище). В 1874 году в мастерских Вятского технического училища налажено производство пожарных машин, на их базе были созданы чугунолитейный и механический завод (ныне Кировский станкостроительный завод). 1 июля 1914 года основан Вятский учительский институт.

С 1744 года начала развиваться почтовая служба, была связь налажена с Москвой, Казанью и Сибирью. В 1783 году в Вятке для руководства почтовыми делами было завершено строительство здания почтамта. 8 июня 1806 года начато строительство плавучего моста через реку Вятку, который должен был связать город со слободой Дымково. 11 марта 1861 года в Вятке учителем Лиховым была открыта первая фотография. 2 мая на реке Вятка появился первый пароход «Вятка». Регулярное судоходное движение на Вятке началось в 1874 году. 19 августа 1895 года начались работы по сооружению пермско-котласской железнодорожной линии (первой на Вятке), 2 ноября 1898 года по ней прошёл первый поезд, а 15 октября 1906 года было открыто прямое железнодорожное сообщение между Вяткой и Санкт-Петербургом. 14 сентября 1902 года состоялось открытие городской телефонной сети. Частная телефонная сеть была создана ещё в 1894 году. В 1906 году в городе появился первый автомобиль, принадлежавший Кузьме Лаптеву. 20 июля 1911 года над городом появился первый самолёт (под управлением А. Васильева).

15 апреля 1797 года основано старейшее промышленное предприятие города — Губернская (ныне Областная) типография. В 1799 году была открыта первая частная аптека в Вятке. С 15 декабря 1809 года начала работать казённая городская аптека. 1 (13) ноября 1862 года в городе открылся первый общественный банк Фёдора Веретенникова. В 1865 году в Вятке основан Кожзавод, в 1873 году — Овчинно-меховая фабрика. Оба предприятия были объединены в 1959 году в кожевенно-меховой комбинат.

В 1802 году при доме инвалидов основана первая больница на 10 коек. В июне 1811 года в городе была открыта первая губернская больница на 60 коек. Первая городская больница была открыта в 1823 году. 7 июля 1857 года в городе был открыт первый детский приют. 2 июля 1870 года открылся дом призрения детей бедных граждан.

2 мая 1835 года в городе основан один из первых в России Вятский губернский статистический комитет, занимавшийся изучением материалов об истории и культуре края. 30 августа этого же года в Вятке открыт Александровский сад, основные элементы архитектуры которого выполнены по проекту художника и архитектора Александра Витберга. 18 мая 1837 года в Вятке состоялось открытие выставки естественных и искусственных произведений Вятской губернии, в организации которой принял участие А. И. Герцен. 6 декабря при непосредственном участии Герцена в городе открыта первая публичная библиотека для чтения (ныне Кировская областная библиотека им. А. И. Герцена). 1 января 1838 года в Вятке начала издаваться первая газета края «Вятские губернские ведомости». 30 августа 1839 года прошла торжественная церемония закладки Александро-Невского собора в городе по проекту архитектора А. Л. Витберга. 22 января 1866 года в городе открыт краеведческий музей, один из старейших в России. 23 октября 1877 года был открыт Вятский зрительный зал (ныне Кировский областной драматический театр имени С. М. Кирова). 9 апреля 1894 года вышел первый номер «Вятской газеты» (первая в России «земская народная газета», созданная по доступной цене и содержанию для широких масс). В 1896 году создана одна из первых в России Вятская земская сельскохозяйственная опытная станция (ныне НИИ сельского хозяйства Северо-Востока им. Рудницкого). 14 мая 1897 года в Вятке состоялся первый киносеанс. В 1908 году открылись первые кинотеатры «Иллюзион», «Прогресс», «Модерн», в 1910 — «Одеон», в 1913 — «Колизей». 1 апреля 1932 года показан первый звуковой фильм «Златые горы», первый цветной фильм «Соловей-соловушка» — 26 сентября 1936 года. 30 апреля 1900 года в Вятке была открыта бесплатная библиотека-читальня имени А. С. Пушкина (ныне Центральная городская библиотека А. С. Пушкина). В 1909 году построена мечеть. В 1912 году был заложен Ботанический сад. В 1916 году основана городская библиотека, позже получившая имя Салтыкова-Щедрина.

В 1905 году Н. А. Чарушин организовал «Вятский демократический Союз», который в 1906 году слился с партией народных социалистов. Осень ознаменовалась забастовкой в Вятской духовной семинарии. 18 ноября властями принято решение о закрытии всех учебных заведений для препятствования расширению протестных действий. 22 октября в Вятке прошёл черносотенный погром, в результате 6 человек убито и 20 получили серьёзные ранения. С 30 ноября по 2 декабря в Вятке проходил губернский крестьянский съезд. С 8 по 18 декабря проходила стачка железнодорожных рабочих Вятки. 18 декабря в Вятке произошло вооружённое столкновение дружины крестьянского союза с солдатами. С октября 1907 года по февраль 1908 года в Вятке на нелегальном положении проживал знаменитый уральский экспроприатор Александр Лбов. Во время поездки в Нолинск он после интенсивной перестрелки был арестован и в марте возвращён в Вятку. Около полутора месяцев Лбов содержался в Вятском исправительном арестантском отделении. 22 апреля над ним состоялся суд и в ночь на 2 мая 1908 года он был казнён во дворе Вятской губернской тюрьмы. В январе 1909 г., передвигаясь «этапным порядком» к месту ссылки — городу Сольвычегодску, И. Сталин заболел тифом и какое-то время находился в больнице в Вятке.

 Источник: wikipedia.org

Инфраструктура

Киров является крупным транспортным узлом. Рядом с городом проходит федеральная автомагистраль A119 «Вятка», соединённая с Кировом подъездом. К 2011 году планируется завершить постройку федеральной автодороги «Санкт-Петербург — Екатеринбург» на участке «Кострома — Киров — Пермь».

Региональная автодорога Р159 соединяет Киров с Нижним Новгородом. В городе начинаются региональные автотрассы Р166 «Киров — Слободской — Белая Холуница», Р167 «Киров — Цапели — Стрижи», Р168 «Киров — Адышево — Нижнеивкино», Р169 «Киров — Малмыж — Вятские Поляны». Ведётся строительство региональной автодороги «Киров — Котлас — Архангельск».

Через Киров проходят Северный (от Ярославля) и Новый (от Нижнего Новгорода) ходы Транссибирской 

Город обладает развитой транспортной инфраструктурой. Общая протяжённость улично-дорожной сети в Кирове составляет 562 км, из них 90 км приходится на магистральные улицы общегородского значения, 58 км — районного. В городе расположено 5 многоуровневых развязок, 30 мостов и путепроводов, в том числе 2 моста через Вятку — Старый и Новый.

Общественный транспорт Кирова представлен автобусами, троллейбусами и маршрутными такси. 

Киров является центром Кировского отделения Горьковской железной дороги. В городе расположено 8 железнодорожных станций (Киров, Киров-Котласский, Киров-Заводская, Матанцы, Красносельский, Поздино, Чухломинский, Долгушино, Тростинка (закрыта)) и 3 остановочные платформы (Ломовская, Дачная, о.п. 9 км), при трёх станциях работают вокзалы, самым крупным из которых является вокзал станции Киров, построенный в 1902 году. Он обслуживает пассажирские поезда, идущие по Транссибу, а также пригородные поезда. Со станции отправляются фирменный поезд № 31/32 «Вятка», пассажирские поезда, следующие до Казани, Кисловодска, Нижнего Новгорода, Котласа, в летний период — до Адлера, Анапы, Симферополя. На 2012—2014 годы запланирована комплексная программа по реконструкции вокзала и пассажирских платформ (по результатам заключённого 20 декабря 2011 г. соглашения между Кировской областью и Горьковской железной дорогой). Железнодорожный вокзал станции Киров-Котласский (ранее — вокзал «Вятка»), построенный в 1897 году, обслуживает поезда котласского (северного) направления. Железнодорожный вокзал станции Лянгасово обслуживает микрорайон Лянгасово, являющийся анклавом городской черты внутри муниципального образования. Общая протяжённость двухпутной электрифицированной железной дороги в черте города Киров составляет 60 км.

В Кирове в 22 км от основной городской территории расположен гражданский аэропорт 2 класса «Победилово», в аэропорту базируется обслуживающая компания «Кировавиа». Аэропорт располагает тремя взлётно-посадочными полосами длиной 600, 685 и 2700 метров и способен принимать воздушные суда классов Ту-154, приравненные к ним Boeing-737 и Airbus A310, Ил-76 и легче. Регулярное транспортное сообщение осуществляется с Москвой, Санкт-Петербургом, Анапой, Сочи и Нарьян-Маром. 

Аэропорт Победилово был основан в октябре 1937 года решением Кировского облисполкома. В годы Великой Отечественной войны 12 экипажей кировского аэропорта на самолётах По-2 участвовали в операциях Западного фронта. После войны с промышленным ростом Кирова было налажено воздушное сообщение между Победилово и всеми крупными центрами РСФСР. С распадом Советского Союза перелёты стали убыточными, и сообщение практически прекратилось. В 2000-х годах вновь открылось воздушное сообщение с Москвой и другими городами. 

Речное сообщение в Кирове осуществляет ООО «Вятское речное пароходство», в ведении компании находится порт в районе Большой горы («Новый мост»). Ранее существовал также речной вокзал «Киров», ныне переоборудованный в развлекательный центр. Пассажирское сообщение с другими населёнными пунктами прекратилось в середине 2000-х г., осуществляются речные прогулки. 

 Источник: wikipedia.org

Экономика

Киров — крупный промышленный, транспортный и культурный центр. Через него проходят основные железнодорожные магистрали, соединяющие Северо-Запад и Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, а также северными районами страны. Территория МО «город Киров» составляет 70,5 тыс.га. Численность населения по статистическим данным в 2006 году составила 488,1 тыс. человек. Предприятия, расположенные на территории муниципального образования «Город Киров», известны в России и за ее пределами продукцией авиастроения, деревообрабатывающей промышленности, тяжелого машиностроения, станкостроения, легкой и пищевой промышленности. Развито производство товаров народных промыслов: знаменитая дымковская игрушка, сувениры из капокорня, бересты. Всего в городе насчитывается 16608 предприятий и организаций различных форм собственности.

 Источник: mo-kirov.ru

Добавить предприятие Заказать баннер
 
О компании Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×