Правила пользования
Курс ЦБ на 24.04 USD 444.32 up -1.34
EUR 473.33 up -1.25
RUB 4.76 up -0.02
24 апреля Среда, 22:25
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30
Предприятия города

Информация о городе

Страна - Россия
Статус - город Братск
Субъект федерации - Иркутская область
Координаты - 56°07′00″ с. ш. 101°36′00″ в. д.
Основан - в 1626 году
Город с - 1955 года
Тип климата - резко-континентальный
Население - 241 273 человек (2013 г.)
Часовой пояс - UTC+9

Географическое положение

Географическое расположение Братска обусловило его превращение в «ворота» Севера. Город расположен в центре Восточно-Сибирского региона России в центральной части Ангарского кряжа на берегу Братского водохранилища на пересечении важнейших коммуникаций (железнодорожных (БАМ), водных, автомобильных, авиационных, информационных), связывающих европейский и азиатский континенты с севером Восточной Сибири и Якутии, что является основой для его экономического, социального и культурного развития. В городе находится аэропорт, имеющий статус международного. Братск связан железнодорожными магистралями (БАМ) с городами центральной части России, Сибири, Якутии, Забайкалья, Дальнего Востока. Главные территориальные автодороги: Тулун — Братск — Усть-Кут (передана в состав федеральной трассы «Вилюй» с проектируемым продолжением до Якутска), Тайшет — Чунский — Братск (не достроена на участке от Чунского до Вихоревки), Братск — Усть-Илимск.

 Источник: wikipedia.org

 

Климат

Климат города резко-континентальный. Отопительный сезон продолжается 246 суток. Братск относится к территориям, приравненным к районам Крайнего Севера. Выпадает около 370 мм осадков в год.

 Источник: wikipedia.org

История

Первое зимовьё «под Брацкими порогами» было поставлено в 1626 году отрядом казаков под руководством подьячего Енисейского острога Максима Перфильева.

Строительство острога, запланированное на 1630 год, было осуществлено в 1631 году. Первоначальное место для строительства острога было определено возле устья реки Оки, но, так как то место находилось почти в центре бурятских стойбищ, место для острога было выбрано ближе к Падунскому порогу.

В 1648 году острог был перенесён, но не к устью реки Оки, а напротив, на правый берег реки Ангары, где близко к подножию вершин Братская и Монастырская располагались несколько деревень.

В 1654 г. Дмитрием Фирсовым острог был перенесён в устье реки Оки, возможно сначала на её южную сторону, а затем на левый берег в 2 км выше впадения в реку Ангару.

При неясности времени возникновения Братского острога будет осторожнее относить его построение к периоду между 1631 и 1654 гг., так как позже не встречается упоминаний о новом строительстве или о переносе острога на другое место.

Братский острог сделался преддверием к покорению Забайкалья. Первый по времени из числа построенных на бурятских землях он имел громадное значение для русских: во-первых, как сторожевой пост, прикрывавший путь с Енисея на Лену; во-вторых, как опорный пункт для сбора ясака с бурят; в-третьих, как удобный пункт для снаряжения за Байкал экспедиций и как передовой разведочный пункт о землях, лежащих за Байкалом, и о народах, их населяющих.

Появление и незначительное развитие деревни, затем села Падуна было обусловлено необходимостью создания лоцманской службы для провода судов через Падунский порог. Житницей селян были острова возле Падуна (порядка пятнадцати). Острова носили как не русские названия — Инкей, Синикей, Кокидал, Турукань, Чубурун, Которой, Каутой, так и русские имена — Русский, Подкаменный, Верхний, Медвежий, Круглый и другие. Острова служили охотничьими, ягодными, грибными угодьями, на островных пашнях и покосах сеяли хлеб, заготавливали сено, на островные выгоны ежегодно переправляли сотни голов скота, овец, лошадей.

В течение всего XVII века Братский острог был приписан к Енисейскому острогу. С утратой военного значения острог превращается в село Братско-Острожное, иногда просто Братское, позже Братск.

В ноябре 1917 года в Братской волости была установлена советская власть. Осенью 1919 года в Братской волости шли ожесточённые бои с наступавшими отрядами Колчака. С 1927 года село Братское (Братский острог) — центр Братского района Тулунского округа.

С установлением советской власти в 1920 г. в селе Падуне образуется Падунский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В 1931 г. на территории Падунского сельсовета организуются колхозы: в с. Падуне — «Ангарстрой», в д. Тэнга — «Красный партизан», в д. Бурнино — «Волна», в д. Московская — «Новая жизнь», в д. Матера — «Первое августа». К 1950 г. в этих населённых пунктах проживало 754 человека. В 1927 г. в с. Падуне была создана гидрометеорологическая станция. В начале 30-х годов у Падуна проводилась топографическая съёмка. Пятнадцать лет велись активные инженерно-геологические исследования.

Город возник в связи со строительством Братской ГЭС севернее посёлка Братск, затопленного водами Братского водохранилища.

В 1946 году СНК СССР принимает «Постановление об организации управления ангарского строительства» (Ангарстрой). 23 сентября 1954 года принято постановление о строительстве Братской гидроэлектростанции. 15 июля 1955 года строительство Братской ГЭС и города Братска было объявлено всесоюзной стройкой. 30 марта 1957 года завершено первое перекрытие Ангары (река была перекрыта более 9 часов). 26 июля 1961 года началось наполнение Братского водохранилища, 1 сентября 1961 года считается датой рождения Братского моря.

Только в Братском районе под перенос предназначалось 119 населённых пунктов, в том числе рабочий посёлок Заярск (6,4 тыс. жит., 1959). 29 августа 1961 года закончена эвакуация жителей старого Братска. В 1959 году существовали город Братск (51,5 тыс. жит., 1959) и рабочий посёлок Братск (15,8 тыс. жит., 1959).

В связи с сооружением Братского водохранилища село Братск было перенесено на новое место и в 1951 преобразовано в рабочий посёлок. В 1955 он объединён с рядом других посёлков и преобразован в город Братск 12 декабря 1955 года.

Зелёный городок[10]. Назван он был по цвету 159 палаток, и городком (не посёлком, не селом) — с надеждой, что быть здесь городу. Первые палатки были установлены на левом берегу р. Ангары у Падунского порога в 1954 г. для краткосрочного проживания, но простояли они два года. Позже Зелёный городок оброс щитовыми и брусовыми двухэтажными восьми- и шестнадцатиквартирными домами и временными хибарами. Были своя восьмилетняя школа, поликлиника, баня, столовая. Проживало в городке до шести с половиной тысяч человек. Прекратил своё существование Зелёный городок в марте-апреле 1961 г., а в сентябре этого же года был затоплен водохранилищем.

Современные жилые районы первоначально назывались посёлками.

Посёлок Падун. Весной 1956 г. в нём начали ставить деревянные коттеджи, затем стали строить брусовые двухэтажные восьми- и шестнадцатиквартирные дома. Сначала Падун носил название посёлок Левого берега, затем — Пурсей, в дальнейшем именовался Постоянный, потому что строился изначально на постоянной, не затопляемой будущим водохранилищем площади, и по соседству с Зелёным городком и селом Падун, которые шли под снос. Наконец было решено сохранить для истории коренное наименование села Падун, присвоив его посёлку. С 1957 г. по 1967 г. посёлок Падун — центр города Братска: в нём после переезда из старого Братска находились горисполком и горком КПСС. С самого начала застройки Падун — центр Братскгэсстроя. В поселке в многочисленных зданиях были расположены подразделения Братскгэсстроя, его управление, вычислительный центр, Гидропроект. Западную часть Падуна занимает возникший в пятидесятых годах массив индивидуальной жилой застройки («Индия»).

Посёлок Энергетик. Эту часть города начали строить в 1959 г. Первоначально его называли Новый город, но Энергетиком он стал, когда открыли почтовое отделение № 9. Посёлок Энергетик ближе всех других посёлков к Братской ГЭС, и строился он для работников гидроэлектростанции и заводов строительной индустрии. В планировочной структуре всего города («Большого Братска») Энергетик занял место города-спутника его Центрального жилого района.

«Братское море». В период подготовки ложа водохранилища был создан железнодорожный полустанок, привлекавший только тем, что стоял на важной железнодорожной магистрали Тайшет-Лена. Позже, при строительстве Южного Падуна был, фактически, поглощен им.

Гидростроитель. Вначале посёлок назывался Правым берегом. К его возведению приступили в 1955 г., и рос он необыкновенно быстро: здесь создавалась основная, но временная производственная база строительства плотины Братской ГЭС. В честь строителей посёлок и получил название Гидростроитель. С самого начала он застраивался деревянными домами барачного и квартирного типа. Как и в Падуне, здесь возник обширный массив индивидуальной застройки.

Осиновка возникла с крестьянской заимки, прилегающих осиновых перелесков, островков полей среди тайги и сенокосов в пойме реки Ангары. Эти места потом занял посёлок Гидростроитель. В конце 50-х при подготовке водохранилища возникла необходимость на новом месте разместить жителей посёлка Заярска и управление Ангарстроя, включая хозяйство железнодорожной станции, лесозаготовительный участок. В 1956 г. возникла железнодорожная станция Осиновка, а в 1961 г., когда был построен железнодорожный вокзал, станция получила название Гидростроитель. Из перевезённых жилых домов в Осиновке возник обособленный железнодорожной линией жилой массив Заярский.

Поселок Сухой возник в 1959 г. при подготовке Братского водохранилища, когда из посёлка Правобережный на новое место, на берегу залива р. Зябы, переносили Плехановскую лесоперевалочную базу. Много лет в Сухом располагалась геологоразведочная экспедиция. В декабре 1960 г. посёлки Осиновка и Сухой были объединены в Осиновский поселковый совет депутатов трудящихся.

Центральный район. Первоначально строился для работников лесопромышленного комплекса (Центральный район так и называли — район ЛПК), работников алюминиевого завода и жителей затопляемых поселений. Позже он становится административным центром города.

Строительство города началось на так называемой Пьяновской площадке в 1958 г. В 1960 г. развернулось интенсивное строительство. Сюда по утрам ехали из Падуна строители Братскгэсстоя, из старого Братска и Заярска — будущие переселенцы, решившие сами строить себе дома. В 1963 г. оформляются застройкой и получают названия первые улицы: Мира, Подбельского, Комсомольская, Южная, Кирова.

Чекановский, Порожский, Строитель — для быстрого преодоления отставания жилищного строительства в Центральном районе эти деревянные поселки были построены в качестве временных в зоне вредного воздействия предприятий. Такое расположение лишило поселки перспективного развития и породило растянувшуюся на десятилетия проблему ликвидации посёлков и переселения жителей.

Порожский возник в связи с переселением населения из зоны затопления, как временное поселение лесосплавщиков. Название «Порожский» произошло от слов «порог, пороги». Официальной датой образования посёлка Порожский считается 27 декабря 1960 года, но история посёлка началась раньше. Порожский тогда имел другие названий: Нижний посёлок (до заполнения ложа водохранилища в Нижнем посёлке базировался Братский ЛПХ, который был структурным подразделением комбината «Братсклес»), Верхний посёлок (на территории современного посёлка; в середине пятидесятых здесь, помимо палаток, появились первые щитовые дома).

27 декабря 1973 года был образован Падунский городской район, в его состав вошли посёлки Падун, Энергетик, Гидростроитель и Братское море.

20 октября 1980 года был образован Центральный городской район, ранее он числился как «часть города без районов».

В 1999 году в состав города включены рабочие посёлки Осиновка, Порожский, Чекановский , Бикей, Стениха, Сухой.

В апреле 2011 года были внесены изменения в Устав города, согласно которым мэр города выбирается из числа депутатов и возглавляет представительный орган (Думу города Братска). Исполнительный орган (администрацию города Братска) возглавляет глава администрации, назначенный представительным органом (Думой города Братска) по контракту.

В середине сентября на территории Братска и Братского района произошла серия сильных лесных пожаров, что привело к сильнейшему задымлению всего города.

 Источник: wikipedia.org

Инфраструктура

Транспорт:

Аэропорт Братск расположен на территории Братского района, автомобильным транспортом — в 35 минутах от Центрального и Правобережного округов г. Братска, в 10 минутах — от Падунского округа

Ж/д вокзал Анзёби (в 15 минутах от Центрального округа г. Братска автомобильным транспортом)

Ж/д вокзал Падунские Пороги (Падунский округ г. Братска)

Ж/д вокзал Гидростроитель (Правобережный округ г. Братска)

Речной порт Братск (в период летней навигации обслуживается теплоходами Метеор)

Действуют постоянные автобусные сообщения между жилыми районами.

В центральном округе города действуют троллейбусные линии (см. Братский троллейбус).

Работают около 50 частных фирм такси.

Автотранспортные предприятия:

МП «АТП»

МП «Братское троллейбусное управление»

ООО «ПАТП-1»

ООО «Братское автохозяйство»

 Источник: wikipedia.org

Экономика

В Братском районе выращивают зерновые и кормовые культуры, картофель, овощи. Молочное скотоводство.

Функционирует 18 банков, 10 страховых компаний, ряд предприятий торговли и бытового обслуживания, Сибирский научно-исследовательский институт лесной и целлюлозно-бумажной промышленности (до 1992 года — Сибирский научно-исследовательский институт целлюлозы и картона (СибНИИЦК)), Братский государственный университет (ранее — Братский индустриальный институт, Братский государственный технический университет), ряд филиалов других высших учебных заведений, 47 средних, 2 средне-специальных и 9 средне-профессиональных учебных заведений, 56 дошкольных образовательных учреждений, 21 учреждение здравоохранения, ряд учреждений культуры, спорта и отдыха, имеется хорошо развитая сеть предприятий торговли и бытового обслуживания.

 Источник: wikipedia.org

 

Добавить предприятие Заказать баннер
 
О компании Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×