Правила пользования
Курс ЦБ на 27.04 USD 443.35 up -0.87
EUR 475.54 up -0.84
RUB 4.82 up 0
27 апреля Суббота, 00:42
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30
Предприятия города

Информация о городе

Страна - Россия
Статус - город
Субъект федерации - Самарская область
Координаты - 53°11′00″ с. ш. 50°07′00″ в. д.
Основан - 1586 году
Город с - 1688 года
Тип климата - умеренно-континентальный
Население - 1 169 284 человек (2012 г.)
Часовой пояс - UTC+4

Географическое положение

Город расположен на левом возвышенном берегу Волги напротив Самарской Луки, при впадении в неё реки Самары (отсюда название города).

 Источник: wikipedia.org

Климат

Климат умеренно-континентальный. От севера к югу городского округа более выражено проявляются черты континентального засушливого климата, что обусловлено различным влиянием речного воздушного потока Волги. Разность среднемесячных летних и зимних температур достигает 34 °C, а разность абсолютных экстремумов — 83 °C. Максимумы выпадения осадков достигаются в июне, июле и сентябре. Летом преобладает западный ветер, зимой — восточный и северный, осенью и весной — юго-западный.

 Источник: wikipedia.org


История

Город получил название от реки Самары. Упоминание поселений возле Самарской Луки, в том числе пристани с «крепостцой со служивыми людьми» у места впадения реки Самары в Волгу в русских летописях приходится на 1361 год, а поселение-пристань Samar впервые отмечено на карте венецианских купцов Пицигано в 1367 году.

Официальная дата основания крепости — 1586 год, когда по приказу царя Фёдора Иоанновича на берегу Самары под руководством князя Григория Засекина стала строиться крепость Самарский городок.

До начала возведения в устье реки Самары русской крепости московское правительство вело переговоры с ногайским мурзой. Чтобы не раздражать его, власти мотивировали строительство исключительно целями защиты ногайцев «отъ воровъ отъ казаковъ». 

Основное предназначение крепости заключалось в том, что она позволяла контролировать огромную территорию среднего течения Волги и устья Самары, вести планомерное завоевание земель, прикрытие Руси от набегов кочевников и обеспечение водного пути от Казани до Астрахани.

Крепость была построена на месте, где позже была расположена Хлебная площадь. Первыми жителями стали служилые люди: дети боярские, стрельцы, пушкари и воротники, которые несли сторожевую службу, охраняя новую крепость «отъ воровъ» и от ногайских нападений. До наших дней крепость не сохранилась, однако в 1986 году, в память о четырёхсотлетии города, на углу улиц Водников и Кутякова были возведены сруб, имитирующий одну из башен самарской крепости, и фрагмент стены с памятной доской.

В 1688 году Самара получила статус города и стала выполнять функции военной пограничной базы и центра торговли с Востоком.

В 1708 году при Петре I Самара стала девятым городом только созданной Казанской губернии, а в 1719 была приписана к Астраханской. В то время в Самаре насчитывалось 210 дворов.

В XVII—XVIII веках Самара оказалась в центре двух так называемых крестьянских восстаний. В 1670 году Самара была захвачена войсками Степана Разина, а в 1773 году Самара была первым городом, перешедшим на сторону Емельяна Пугачёва.

В 1740-е гг. Самара стала центром размещения Оренбургской экспедиции, создавшей города Оренбург и Ставрополь. Одним из четырёх её руководителей был В. Н. Татищев.

Между 1773 и 1780 годами Самара превратилась в заштатный город, а центром уезда стал город Ставрополь, ныне Тольятти. В 1780 году был создан уезд (в ходе уездной реформы Екатерины II) во главе с Самарой, который вошёл в Симбирскую губернию. Вскоре в Самаре открылись уездные присутственные места: городническое правление, магистрат, казначейство, дворянская опека, уездный, земский и сиротские суды.

В 1782 году был утверждён первый генеральный план застройки города.

6 декабря 1850 года император Николай I издал Указ Правительствующему Сенату о создании Самарской губернии, центром которой стала Самара с населением в 15 тысяч жителей. К концу XIX века население Самары достигло 90 тысяч человек, а к 1916 году здесь уже проживало около 150 тысяч человек.

В это время Самарская губерния стояла на первом месте в Российской империи по количеству собираемой пшеницы. Активная торговля колониальными, мануфактурными и прочими товарами осуществлялась в 375 лавках. Еженедельно на двух площадях проводились базары. В течение года проходили три крупные ярмарки: Соборная (осенняя), Казанская и Воздвиженская (летние), которые длились по десять дней, на ярмарках торговали, преимущественно, зерном, салом, шерстью, лошадьми, кожами, скотом, верблюжьим сукном.

В 1874 году была создана Оренбургская железная дорога, с 1877 года прошедшая через Самару. Самарская пристань признавалась одной из лучших на Волге, и ежегодно с неё уходило и сюда же прибывало до тысячи судов с различными грузами.

Известие о февральском государственном перевороте в Петрограде пришло в Самару 1 марта 1917 года. Для обсуждения событий было созвано совещание городской думы. На нём исполнявший обязанности городского главы В. П. Ушаков прочитал телеграмму председателя Государственной Думы М. В. Родзянко о том, что был избран «особый Временный городской комитет безопасности» для выработки экстренных мер к поддержанию порядка и спокойствия в городе, который будет пополняться представителями различных общественных организаций.

Известия о свержении существовавшего строя быстро распространилось в казармах, солдаты стали присоединяться к митингам рабочих, служащих, учащихся города, а после получения Приказа № 1 Петроградского Совета в войсковых частях Самарского гарнизона стали образовываться солдатские комитеты. Совет рабочих депутатов содействовал организации Совета солдатских депутатов, и 7 марта 1917 года состоялось их первое совместное заседание; подавляющее большинство в Самарском Совете солдатских депутатов на первых порах принадлежало эсерам и меньшевикам.

Октябрьская революция 1917 года произошла в городе без единого выстрела. О победе советской власти объявил со сцены цирка-театра «Олимп» (современная филармония) В. В. Куйбышев.

В июне 1918 года советская власть в городе была свергнута соединёнными усилиями городских повстанцев и чехословацкого корпуса из военнопленных австро-венгерской армии. На 4 месяца власть перешла к КОМУЧ, комитету бывших членов учредительного собрания, стремившихся восстановить в России демократию. В этот момент была создана Российская республика из нескольких губерний, занятых чехами, и Самара стала её столицей. 7 октября 1918 года советская власть была восстановлена при отступлении чехов из города и входа туда частей Красной Армии под командованием Василия Чапаева и Гая Гая.

В 1928 году Самара стала центром Средне-Волжской области. В 1929 году область была реорганизована в край. С 27 января 1935 года по 25 января 1991 года город стал называться Ку́йбышев, в честь советского государственного и партийного деятеля В. В. Куйбышева.

Во время Великой Отечественной войны в июле — октябре 1941 года в Куйбышев были эвакуированы ряд предприятий из западных регионов России и их персонал с семьями. С 15 октября 1941 года по указу Государственного комитета обороны в город эвакуированы из Москвы Правительство СССР, Верховный Совет СССР, дипломатические представительства, крупные учреждения культуры (например, Большой театр, Мосфильм). 5 марта 1942 года в городе была дописана и впервые исполнена седьмая Ленинградская симфония Д. Д. Шостаковича. Для Верховного главнокомандующего Сталина был построен Бункер Сталина (доступен с 1990-х для посещения экскурсионными группами). Однако Ставка Верховного Главнокомандования, Государственный комитет обороны (высший орган власти в стране), Генштаб РККА оставались в Москве.

Город внёс значительный вклад в победу над Германией. Было начато производство оружия и боеприпасов. За годы войны на куйбышевских авиационных заводах № 1 и № 18 выпущено около 28 тысяч штурмовиков Ил-2 — свыше 80 % от их общего количества. В дни обороны Кавказа город обеспечивал армию и народное хозяйство горючим.

В город приезжали многие иностранные руководители, в том числе Шарль де Голль.

После войны Куйбышев стал крупнейшим промышленным и культурным центром СССР. Здесь создан мощный потенциал авиационной (а с 1958 года и космической), машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности[20].

Все советские и российские космонавты стартовали в космос на ракетах-носителях семейства Р-7, производимых самарским предприятием «ЦСКБ-Прогресс» (в том числе первый космонавт планеты Гагарин 12 апреля 1961 года; после приземления в районе Энгельса его привезли в Куйбышев, здесь он отдыхал 2 дня на даче областного комитета КПСС и отсюда докладывал по телефону главе государства Н. С. Хрущёву об успешном выполнении первого в истории человечества пилотируемого полёта в космос).

Помимо развития промышленности, происходят положительные изменения в социально-экономическом развитии города: высокими темпами осуществляется жилищное строительство (внедряется комплексная квартальная застройка), развиваются учреждения социальной сферы, строятся новые дороги.

В 1980—1990-х годах курс на перестройку и последующая приватизация оказали сильное влияние на развитие города. Задачи конверсии военного производства отрицательно повлияли на экономику Куйбышева, бывшего на тот момент крупным военно-промышленным центром страны. В результате конверсии стали банкротами многие крупные предприятия (4 ГПЗ, Завод имени Масленникова). На их площадях возникли мелкие производства товаров, появились места торговли и культурно-массовые учреждения (клубы, кинотеатры, бары, рестораны и т.п). Потеря рабочих мест, замедление темпов экономического роста отрицательно сказались на демографической ситуации, состоянии инфраструктуры.

В 1991 году город возвратил своё историческое название — Самара.

Экономический кризис, начавшийся в советские годы, усилился после 1998 года — в это время окончательно развалились последние предприятия ВПК, которые так и не смогли переориентироваться на гражданское производство. Исключениями стали единицы — такие предприятия, как «ЦСКБ-Прогресс», «Авиакор» и другие.

С 2000 года в Самаре шло активное развитие строительного сегмента. При этом отсутствовала общая стратегия застройки города, что в итоге повлекло за собой явные нарушения в архитектурном стиле города, а также значительно ухудшило качество инфраструктуры. Город является одним из «лидеров» страны по замороженным объектам гражданского строительства — в каждом районе города количество недостроенных или несданных домов измеряется десятками. При этом отсутствует какая-либо политика со стороны региональных властей в решении данного вопроса. Тем не менее, несмотря на предшествующие потери от процесса конверсии ВПК, город сохраняет лидерские позиции в регионе, в основном за счёт ряда нефтяных и нефтехимических предприятий.

 Источник: wikipedia.org

 

 

 

 

Инфраструктура

Город является одним из крупнейших в России транспортных узлов, через который пролегают кратчайшие пути из Центральной и Западной Европы в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан.

По территории области и города в частности проходит автомобильные трассы общегосударственного значения и дороги регионального значения.

Междугородное и международное автобусное сообщение осуществляется с Центрального автовокзала (ЦАВ, улица Авроры, д. 207, пересечение улицы Авроры и Московского шоссе). Город имеет постоянное беспересадочное автобусное сообщение с такими крупными центрами, как Москва, Баку, Йошкар-Ола, Казань, Оренбург, Пермь, Саратов, Ульяновск. Внутриобластные автобусные рейсы отправляются, кроме ЦАВа, от автостанции «Аврора» (улица Аэродромная, д. 47, пересечение улиц Авроры и улицы Аэродромной) и Пригородного автовокзала (улица Вилоновская, д. 123, рядом с Железнодорожным вокзалом «Самара»). В летний период администрацией города регулярно организуются пригородные «дачные» маршруты автобусов, отправляющиеся от узловых точек транспортной сети города и охватывающих дачные участки на удаление до 60 км от Самары.

Самарский регион обслуживается международным аэропортом Курумоч, который принимает большинство типов воздушных судов.

Железнодорожные перевозки осуществляет Куйбышевская железная дорога (ОАО Российские железные дороги). С октября 2007 по январь 2008 конкуренцию ей составляла компания «Тверской экспресс». 

Пригородные железнодорожные перевозки осуществляет ГУП «Самаратранспригород» (моторвагонное депо «Безымянка»). Электропоезда «Самаратранспригород» работают на участках «Самара — Похвистнево — Абдулино», «Самара — Курумоч — Жигулёвское Море — Тольятти — Отвага», «Самара — Сызрань».

Водные транспортные пути, позволяющие принимать суда системы «река-море», имеют развитые подъездные коммуникации, погрузочно-разгрузочные и терминальные комплексы.

«Самарский речной порт» — крупнейший транспортный узел в Среднем Поволжье России. Географическое положение порта, граничащее с развитой системой железных дорог и автомагистралей, позволяет обеспечить экономически выгодные транспортные связи с Уралом, Сибирью, Средней Азией, районами Центра и Севера европейской части России. Порт также имеет выходы в зоны Волго-Камского и Волго-Донского бассейнов, Балтийского, Белого, Азовского, Чёрного, Каспийского, Средиземного морей.

В Самаре пассажирские перевозки осуществляют: автобусы, работающие по муниципальному заказу , коммерческие автобусы и микроавтобусы (маршрутные такси) , трамваи , троллейбусы и метрополитен. Незначительный процент перевозок (около 900 тысяч человек за период навигации) в городской черте осуществляют речные суда. Небольшой процент перевозок приходится на внутригородские перевозки электропоездами КЖД.

25 сентября 2011 года в рамках открытия после реконструкции второй очереди набережной Волги была открыта первая в городе велосипедная дорожка и первые муниципальные велосипедные парковки. 

 Источник: wikipedia.org

 

Экономика

Одним из основных видов экономической деятельности городского округа является промышленность. 

 Самара является крупным центром машиностроения и металлообработки, пищевой, а также космической и авиационной промышленности. В городе работают более 150 крупных и средних промышленных предприятий. По данным информационной системы Волга-Инфо, в Самаре производится 1/4 всех российских подшипников и 2/3 всех выпускаемых в России кабелей связи (см. Волгакабель).

В отрасли промышленного производства города наибольшие объёмы отгруженной продукции имеют:

производство машин и электрооборудования, транспортных средств 

производство пищевых продуктов, включая напитки 

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 

производство продуктов нефтепереработки 

 Источник: wikipedia.org


 

Добавить предприятие Заказать баннер
 
О компании Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×