Правила пользования
Курс ЦБ на 29.03 USD 448.15 up -1.43
EUR 483.46 up -3.48
RUB 4.86 up 0
29 марта Пятница, 01:36
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30
Предприятия города

Информация о городе

Страна - Россия
Статус - столица
Субъект федерации - Московская область
Координаты - 55°45′06″ с. ш. 37°37′04″ в. д.
Основан - в 1147 году
Город с - 1147 года
Тип климата - умеренно-континентальный
Население - 11 979 529 человек (2013 г.)
Часовой пояс - UTC+4

Географическое положение

Москва находится в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на стыке Смоленско-Московской возвышенности (на западе), Москворецко-Окской равнины (на востоке) и Мещёрской низменности (на юго-востоке). Территория города на 2012 год составляет 2511 км². Треть (870 км²) находится внутри кольцевой автомагистрали (МКАД), остальные 1641 км² — за кольцевой автодорогой.

Город располагается на обоих берегах реки Москвы в её среднем течении. Помимо этой реки, на территории города протекает несколько десятков других рек, наиболее крупные из которых — притоки Москвы, в частности Сходня, Химка, Пресня, Неглинная, Яуза и Нищенка (левые), а также Сетунь, Котловка и Городня (правые). Многие малые реки (Неглинная, Пресня и др.) в пределах города протекают в коллекторах. В Москве много и других водоёмов: более 400 прудов и несколько озёр.

 Источник: wikipedia.org

Климат

Климат Москвы — умеренно-континентальный, с чётко выраженной сезонностью. Зима (период со среднесуточной температурой ниже 0 °C) в среднем длится со второй декады ноября по конец марта. В период календарной зимы могут отмечаться непродолжительные (3—5 дней) периоды сильных морозов (с ночной температурой до −20 °C, редко до −25..−30 °C). При этом в декабре и начале января часты оттепели, когда температура с −5..−10 °C поднимается до 0 °C и выше, иногда достигая значений в +5..+10 °C. По данным метеостанции ВВЦ (норма 1981—2010), самым холодным месяцем года является февраль (его средняя температура составляет −6,7 °C). Переходные сезоны достаточно коротки. Иногда практически летние температуры регистрируются в начале апреля, в то же время в конце мая — начале июня случаются возвраты холодов. Лето (период с дневной температурой выше +20 °C и среднесуточной выше +15 °C) длится с середины мая по начало сентября, дневная температура часто превышает 30-градусную отметку (в среднем 6—8 дней за летний сезон, в 2010 г. — 1,5 месяца. 35-градусная отметка за последние 30 лет достигалась 18 раз, из них 16 — в 2010 году). Самым тёплым месяцем является июль (его средняя температура за период 1981—2010 гг. составляла +19,2 °C).

Нередким явлением на территории Москвы являются туманы и грозы. Время от времени в Москве происходят такие аномальные погодные явления, как ураганы, сильные ливни и даже смерчи. 

 Источник: wikipedia.org

История

Первое упоминание о Москве встречается в летописи XII века (отсюда датой основания города считается 1147 год), когда период Киевской Руси подходил к концу и государство распадалось на удельные княжества. В то время князь ростово-суздальский Юрий Долгорукий (1090–1157) принялся строить новые города и заселять их. Так появились Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров. Вдоль Москвы-реки в то время находилось несколько сёл, которые принадлежали боярину Кучке. Они не были объединены в один город и не имели крепости, но их месторасположение как нельзя лучше подходило для основания укреплённого города, пограничного пункта.

Согласно летописи Юрий Долгорукий казнил боярина Кучку из-за того, что тот не хотел передавать свои земли князю. Здесь были возведены укреплённые деревянные стены кремля, которые служили для защиты жителей бывших сёл. Некоторое время город назывался Кучков, а затем за ним закрепилось название Москва — по имени Москвы-реки.

Невозможно понять человека, прочитав его биографию. И нельзя узнать город, изучив скупой перечень дат и событий. Поэтому знакомство с историей Москвы предлагаем начать с отдельных зданий, чтобы увидеть этот город, почувствовать его историю и открыть для себя что-то новое, отличное от стандартных справочников.

Прямо напротив здания Мэрии Москвы на Тверской улице стоит заметный памятник: средневековый воин на коне — основатель города Москвы Юрий Долгорукий. На самом деле никто не знает, как именно выглядел князь, и это место в центре столицы, как и многие другие улицы, площади и дворы — совокупность легенд, исторических реалий, людских судеб и сменяющих друг друга идеологий.

Ранее, до Долгорукого, напротив дома генерал-губернатора Москвы (ныне — Мэрия) стоял уникальный памятник легендарному герою русско-турецкой войны генералу Скобелеву, любимцу армии и народа. Памятник был открыт 24 июня 1912 года, а 1 мая 1918 года памятник снесли во исполнение декрета «О снятии памятников царям и их слугам». На месте памятника в том же 1918 году был воздвигнут монумент советской конституции, в 1919 году дополненный статуей Свободы и просуществовавший до 1941 года. Наконец, в 1954 году был установлен памятник Юрию Долгорукому. Так Иосиф Сталин решил отметить в истории условную дату рождения города.

Первые поселения неизвестных дославянских племен, по данным археологов, находились на высоком Боровицком холме (это то место, где сейчас находится храм Василия Блаженного) ещё во II тыс. до н.э.

Далее — естественный процесс роста любого средневекового города. Поселение нужно было защищать. Появился частокол, потом крепостные стены, возник Кремль. От него в стороны других крупных городов Руси разошлись дороги (ныне — шоссе). Иногда история шутила: печально знаменитый Владимирский тракт, по которому долгое время отправляли звенящих кандалами каторжников, в советское время получил название «шоссе Энтузиастов».

За стенами Кремля селились ремесленники разных специализаций — росли и ширились слободы, их обносили новыми стенами. Так появилась Китайгородская стена, потом — стена Белого города (ныне — Бульварное кольцо), потом — Земляной вал. Это ров с частоколом, протяжённость которого была уже 16 км (ныне — Садовое кольцо). В 1742 году в качестве таможенной границы Москвы был утверждён Камер-Коллежский вал. Периметр кольца — 37 км. На въездах в город стояли заставы, оставившие свой след на современной карте. Немногие знают, что сохранился в Москве один старинный верстовой столб — ищите его на площади Рогожской Заставы.

Так по естественным причинам сложилось радиально-кольцевое строение города, которое сейчас мешает решить проблему дорожных пробок. Кстати, с такой же проблемой борются и другие средневековые города, когда-то прираставшие крепостями. Не знали наши предки, что их система расширения города окажется проблемой городских властей будущего. Кстати, самая катастрофическая пробка случилась в Москве 6 января 1931 года. В этот день не работали ни трамваи, ни автобусы, ни извозчики, ни такси. Москва была полностью парализована. Чтобы решить проблему, власти вынуждены были строить метро. И в ноябре 1931 года по адресу улица Русаковская, дом 13, недалеко от Сокольников, семь рабочих с выделенной им одной повозкой и лошадью «вгрызли» первые лопаты в мерзлую землю.

Естественное течение городской жизни, как и положено в истории, регулярно прерывали пожары, бунты, эпидемии. В 1238 году Москва была разорена ханом Батыем, веком позже — сожжена Тохтамышем, затем Давлет-Гиреем. Часто случались и стихийные пожары, например, Всесвятскй пожар в 1365 году уничтожил город почти полностью. Летописи хранят записи о том, что во время сильных эпидемий улицы Москвы наполнялись трупами, а хоронить их было некому. После чумы 1654 года, унёсшей, по некоторым оценкам, до 150 тыс. жителей, город почти обезлюдел.

В 1812 году, когда французы вошли в город, тоже начались пожары. Историки до сих пор спорят — был то стратегический план градоначальника или добровольные поджоги москвичей. После пожара в Москве Наполеон был вынужден отступить на север и провёл несколько дней в Петровском путевом дворце. Именно отсюда он наблюдал, как пылает город, который так ему и не достался.

К работам по восстановлению дворца приступили в период царствования Николая I. Донаполеоновскую же Москву можно сейчас увидеть на Маросейке и Покровке, где квартировало французское командование. Там сохранились особняки допожарной постройки.

После освобождения необходимо было отстроить город заново. Из 290 храмов, которые действовали в Москве до 1812 года, уцелело только 115, из 9158 домов осталось 2626. В честь победы над армией Наполеона в 1839 году на месте Алексеевского женского монастыря решили построить храм Христа Спасителя. Средства на сооружение храма собирали по всей России, и его строительство закончилось лишь в 1880 году. Также в память о победе в Москве был разбит Александровский сад, появились Манеж, площади Театральная и Красная, спроектированные архитектором Осипом Бове Триумфальные ворота (Триумфальная арка) у Тверской заставы, а ныне располагающиеся на площади Победы. В декабре 2011 года в ходе подготовки к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года на Триумфальной арке начались масштабные ремонтно-реставрационные работы. Открытие памятника после реставрации состоялось 4 сентября 2012 года.

Разрушали Москву и позже. В 1917 году Кремль сильно пострадал от артобстрела. В советское время по разным генеральным и не очень планам сносили памятники архитектуры, прежде всего храмы. Исчезали очень красивые, древние постройки, но всегда появлялось и что-то новое.

Ещё в XVIII веке был проложен водопровод из Мытищ, который снабжал чистой водой всю Москву вплоть до последней четверти XIX века, газовые фонари заменили электрические, деревянные мостовые сменились булыжными, на смену которым пришёл асфальт.

Несмотря на все катаклизмы, которые пришлось пережить городу, Москва сохранила постройки почти каждой эпохи.

Древнейшей из дошедших до наших дней считается церковь Рождества Богородицы на Сенях, которая находится на территории Московского Кремля. Она была построена в 1393–1394 годах по заказу княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Старое здание сохранилось до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. В 1395 году храм расписывали Феофан Грек и Даниил Чёрный с учениками. При начале строительства Большого Кремлёвского дворца в 1838 году архитектор Тон включил церковь в новый дворец, обстроив её со всех сторон помещениями и новыми стенами, но сохранился древний подклет XIV века.

XVI век. Великий князь Василий III долгое время не имел потомства. Молился, менял жён — ничего не помогало, пока, по легенде, князь не решил строить храм специально для моления о чадородии на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Так появилась церковь Вознесения в Коломенском. Архитектор точно не известен, но это был первый шатровый храм в Московском княжестве, первое отступление от владимиро-суздальских традиций. Кстати, в XIX веке в храме были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус, взятый от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При строительстве дворца Александра I в 1825 году материал использовали от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича. Москва многослойна.

XVII век. Ремесленники в Москве селятся по слободам согласно профессии. По описаниям современников той поры, существовали: Барашская (бараш — ремесленник, изготавливавший царские шатры, позднее ремесленник-обойщик), Басманная (ремесленники, которые басмили, то есть делали узорные украшения на металле или коже), Бронная, Гончарная, Денежная, Дорогомиловская (Ямская, или Гонная), Иконная, Казённая, Конюшенная, Котельная, Кузнецкая, Огородная, Печатная, Плотничья, Пушкарская, Садовничья, Суконная, Сыромятная, Таганская (таганом называлась железная подставка, обруч на ножках для котла или другой посуды, применявшаяся при варке пищи на открытом огне), Хамовная слободы.

Ремесленники часто строили у себя в слободе церкви, собирая деньги всем миром. Так, в Хамовной слободе, где жили ткачи, поставлявшие белое — хамовное — полотно для царского двора, была заложена церковь Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, которого ткачи почитали своим покровителем. Время постройки храма — 1679–1682 годы. После 1694 года к церкви были пристроены трапезная и шатровая колокольня, которая сейчас является московской Пизанской башней из-за отклонения от вертикали. Храм удивительно светлый и нарядный, похож на праздничный торт. Некоторые историки приписывают его строительство ярославским мастерам и им же — изготовление уникальных обливных изразцов, радующих глаз с того самого бунташного XVII века, одного из самых сложных в истории Москвы и России. Удивительно, но это один из очень немногих храмов, не закрывавшихся в советское время. Там шли службы, сохранились колокола на колокольне, древние и чудотворные иконы. Храм Николы в Хамовниках — один из редких случаев, когда здание сохранилось почти без перестроек с момента возведения.

XVIII век. Есть предание, что императрица Елизавета Петровна не просто любила своего фаворита Алексея Разумовского, но и тайно венчалась с ним на Покровке, в Воскресенской церкви, от которой остались одни развалины. Свадебным подарком и домом их встреч стал необыкновенной красоты дворец в бело-голубых тонах (дом № 22). Дом-комод, как его называют в Москве за сходство с резным, местами выпуклым старинным комодом, был построен во второй половине XVIII века неизвестным мастером школы Франческо Растрелли и является, пожалуй, единственным в столице памятником елизаветинского барокко.

Первыми достоверными владельцами дворца были Апраксины, затем — князья Трубецкие. У них в доме давали уроки танцев, и здесь мальчиком учился бальным танцам Александр Пушкин. Приводили к Трубецким и юного Фёдора Тютчева, жившего неподалеку. Трубецкие стали хозяевами здания почти на 90 лет: здесь прожило четыре поколения этого рода, и дом видел много великих людей.

Учителем у дочерей Трубецкого был Михаил Погодин, будущий известный историк. Здесь служил управляющим давний знакомый Погодина Василий Корнильев, родной дядя Дмитрия Менделеева. Он был женат на дочери командора Биллингса, исследователя Сибири и Севера, участвовавшего в третьей кругосветной экспедиции Джеймса Кука.

Дом на Покровке связан и с судьбой Льва Толстого. В мае 1821 года именно в доме на Покровке состоялся сговор о свадьбе Марии Волконской и Николая Толстого. 9 июля того же года родители Льва Толстого венчались в церкви Петра и Павла в Ясеневе.

Когда грянула отмена крепостного права, содержать помещичьи хозяйства и дома стало не под силу даже Трубецким. И в том же 1861 году юнкер лейб-гвардии конного полка князь Иван Юрьевич и его мать Ольга Фёдоровна продали дом на Покровке Московскому университету для 4-й мужской гимназии — одной из лучших в Москве.

Дом превратился в образовательное учреждение, в стенах которого постигал науку отец русской авиации Николай Жуковский, именно в 4-й гимназии Константин Станиславский познакомился с Саввой Морозовым, будущим меценатом своего театра. Список знаменитостей гимназии можно продолжать долго. Это и Николай Скрябин, отец композитора, и Павел Хохлов, оперный артист Большого театра, и историк, академик Алексей Шахматов, совершивший революцию в изучении русских летописей: благодаря ему был исследован состав «Повести временных лет». Среди учеников гимназии был и знаменитый доктор Фёдор Гетье — первый главный врач Солдатенковской (Боткинской) больницы, личный врач всех кремлёвских вождей. И его коллега — Александр Пучков, создатель и первый руководитель московской станции скорой помощи, основанной в 1923 году.

Этот дом стоит до сих пор. Только после революции гимназия была закрыта, дом же заняли обычные коммуналки. В годы гражданской войны обогревались домовым убранством: паркет, перила лестниц, двери, мебель и всё прочее сгорело в буржуйках.

XIX век. Малый Казённый переулок, дом 5. Здесь, в сохранившемся до наших дней доме, произошла завязка одной из самых прекрасных и печальных историй любви. Молодой хозяин, блестящий кавалергард Василий Ивашев и дочь гувернантки-француженки полюбили друг друга без всякой надежды на брак. Но когда Василий оказался участником восстания декабристов, был лишён чинов и дворянства и оказался на сибирских рудниках, Камилла ле Дантю, преодолев все преграды, уехала к нему. Несмотря на суровые лишения, их союз оказался счастливым. К ним приехала и её мать, которая обучала детей декабристов французскому языку. Камилла Ивашева умерла через восемь лет после свадьбы в возрасте 31 года, оставив троих детей. Василий Ивашев ненамного пережил её. Эта история легла в основу художественного кинофильма «Звезда пленительного счастья».

От истории любви вернёмся к истории дома. В 1832 году он был приобретён для ортопедического института, а в 1845 году здесь разместилась «больница для бесприютных всех званий и без платы», или Полицейская больница. Заведовал ею знаменитый на всю Москву Фёдор Гааз, немец по происхождению, некогда очень богатый, имевший самый дорогой и красивый выезд в Москве — карету с породистыми лошадьми, но потерявший своё состояние из-за того, что помогал больным каторжникам. Скольким людям, оказавшимся в беспросветной нужде, беде и болезни, помог доктор, неизвестно. Но в истории остался факт: именно Гаазу узники были обязаны отменой кандалов — жёсткого пережитка средневековья. Кандалы убивали людей чаще, чем болезни, так как натирали ноги, которые вскоре начинали гноиться. А идти по этапу иногда предстояло месяцами, без всякой медицинской помощи. Гааз много раз подавал прошение об отмене этого варварского метода, пока его наконец не услышали. В конце жизни Гааз жил в небольшой квартире при больнице, где и скончался в 1853 году. Проститься с ним приехал митрополит Московский Филарет, на Введенское кладбище «святого доктора» провожали около двадцати тысяч человек. А в 1909 году во дворе больницы был открыт памятник Фёдору Гаазу, на котором высечено его любимое изречение: «Спешите делать добро». И сегодня, почти 100 лет спустя, сюда приносят цветы.

Совсем рядом с этим домом находится самая маленькая площадь Москвы — Лялина. И дом, на первом этаже которого сейчас кафе «Булошная» (именно так, по-старомосковски, произносится это слово). У входа в кафе сохранилась дореволюционная крышка канализационного колодца, а в самом доме действительно была булочная, по словам старожилов, с удивительной атмосферой и очень вкусным хлебом. Булочная пережила революцию, войну, существовала и в 1960-е, и в 1970-е годы. Закрыли её только в 1990-е. А до этого туда бегали за выпечкой многие-многие поколения учеников находящейся неподалеку и до сих пор работающей гимназии.

Теперь о доме, целиком состоящем из легенд. Есть в Москве и такие. Реальность здесь только в его существовании и в том, что в данный момент в нём расположено посольство Франции. Всё остальное — отрывочные данные и легенды, слухи, повторяемые москвичами из поколения в поколение. Итак, кварталы Замоскворечья (буквально говоря «за Москвой-рекой») строились к югу от Кремлёвского холма на пойменных землях, ранее занятых огородами царского двора. С XIV века тут проходила дорога в Татарское ханство, память о чём хранит название улицы Большая Ордынка (от Золотой Орды).

К XIX веку тихое Замоскворечье превратилось в излюбленное место обитания патриархального московского купечества. Район считался непрестижным. Но именно здесь приобрёл участок для строительства своего дома очень богатый человек — купец Николай Васильевич Игумнов. Говорят, что до сих пор на спутниковой карте Абхазии в посёлке Алахадзы можно различить его инициалы «ИНВ» — это кипарисовые аллеи, фигурно высаженные сто лет назад. Николай Васильевич был совладельцем Ярославской большой мануфактуры, имел в Сибири золотые прииски. Будучи приезжим, Игумнов хотел поразить московскую публику и денег не жалел.

Для разработки проекта и строительства особняка Игумнов пригласил молодого и талантливого ярославского архитектора Николая Поздеева, занимавшего в то время должность городского архитектора Ярославля. Особняк на Большой Якиманке строился в виде сказочного дворца в псевдорусском стиле. Кирпич для строительства везли непосредственно из Голландии, изразцы и кафель заказывали на фарфоровых заводах Кузнецова. Сегодня здание является объектом культурного наследия федерального значения, однако изначально московский свет отнёсся к дворцу более чем прохладно, объявив его провинциальной безвкусицей. Плюс по городу поползли слухи, что купец построил дом для своей содержанки-танцовщицы, а сам лишь наезжает к ней время от времени из Ярославля. Дальше воспоминания современников расходятся в степени трагизма, но подтверждают факт: в один из дней танцовщица исчезла. Самая популярная среди любителей ужасов версия: однажды, приехав из Ярославля без предупреждения, Игумнов застал свою возлюбленную с молодым корнетом и замуровал девушку живьём в стене дома.

Более реалистична, но не менее трагична судьба архитектора этого здания. Купец, освистанный московской публикой, отказался ему платить, оскорбил, после чего опозоренный и разорившийся архитектор покончил с собой.

Не стал счастливым в этом доме и сам владелец. Не оставив своей идеи побороть снобизм московского общества, в 1901 году купец устроил в доме на Якиманке бал. А пол танцевального зала приказал выложить золотыми червонцами. Императору уже на следующий день доложили, как московское купечество выплясывало на его профилях, отчеканенных на монетах. Реакция была резкой: высочайшим распоряжением Николай Игумнов был выслан из Первопрестольной без права возвращения.

Следующий владелец дома на Якиманке соответствовал мрачным легендам, которые окружали особняк: в 1925 году здесь обосновалась лаборатория по изучению мозга. Учреждение было засекреченное, но слухи просочились быстро: за 13 лет здесь побывали мозг Владимира Ленина, Клары Цеткин, Александра Цюрупы, Анатолия Луначарского, Андрея Белого, Владимира Маяковского, Максима Горького, Ивана Павлова, Ивана Мичурина, Константина Циолковского, Михаила Калинина, Сергея Кирова, Валериана Куйбышева, Надежды Крупской... В 1938-м году особняк передали посольству Франции.

Москве довелось становиться столицей неоднократно. Первый раз Улан-царевич (хан Золотой Орды Махмета) торжественно посадил Василия Василиевича Тёмного на трон великокняжеский в Москве, в храме Богоматери у златых дверей. С сего времени (1432 год) Владимир утратил право города столичного. Потом, в правление Ивана III, в состав Московского государства вошли Новгород и Тверь, Иван III стал первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану.

В 1547 году Иван IV принял царский титул, и Москва до 1712 года стала столицей царства — государства Российского.

В 1712 году по воле Петра I столица России была перенесена в Санкт-Петербург, специально основанный как столичный город. В Москве было запрещено каменное строительство: камень был нужен для Петербурга. На время Москва стала купеческой, патриархальной. Впрочем, с тех пор она всегда будет отличаться от западного, парадного Санкт-Петербурга своими узкими и извилистыми улочками и более патриархальным, уютным, особенным колоритом.

В 1728 году столица фактически перенесена обратно в Москву в связи с переездом туда Петра II. После его смерти в 1730 году был подтверждён столичный статус Петербурга. Императорский двор и правительство переехали в город единовременно в 1732 году.

 XX век. 12 марта 1918 года решением советского правительства столица России снова была перенесена в Москву. В 1922 году Москва, оставаясь столицей РСФСР, стала одновременно и столицей Советского Союза.

В этот период началась интенсивная застройка города. С увеличением числа жителей развивалась и транспортная инфраструктура. В 1924 году в Москве появилось регулярное движение автобусов, а в 1933 году по улицам Москвы прошли первые троллейбусы. В мае 1935 года состоялось торжественное открытие Московского метрополитена.

Два раза, в 1920-е и 1950-е годы, Москву хотели переименовать, в первый раз — в Ильич, а позже — в Сталинодар. Но так же, как чудо спасло от разрушения храм Василия Блаженного на Красной площади, и Москве чудом удалось остаться Москвой.

История о храме Василия Блаженного характерна для сталинских времён и достаточно известна. Кто-то считает это достоверным событием, кто-то — историческим анекдотом, но когда для проведения парадов на Красной площади Иосифу Сталину предложили макет, с которого архитектор убрал сначала Воскресенские (Иверские) ворота, потом собор иконы Казанской Божьей Матери, а потом потянулся к макету храма Василия Блаженного, Сталин вдруг сказал: «Поставь на место». И храм уцелел.

Во время Великой Отечественной войны было несколько особенно страшных для города дней, когда жители были на грани паники, — минировали станции метрополитена, отдельные немецкие танки прорывались через Химкинский мост. Точно известно, что один танк ворвался в город Химки, где экипаж был взят в плен. Имеются сведения, что мотоциклисты въезжали на территорию Химкинского (ныне Северного) речного вокзала, где вступили в бой-столкновение с нашим военным катером. Ещё один танк по шоссе докатился до станции метро «Сокол», где его забросали гранатами сотрудники военкомата.

Но город пережил и это. Как известно, битва за столицу стала самой отчаянной и именно на подмосковных рубежах фашистов удалось остановить, заплатив за это очень высокую цену.

Послевоенная эпоха оставила в наследство городу знаменитые семь высоток, вошедшие в архитектуру как стиль сталинский ампир. Перечислим: жилой дом на Котельнической набережной, главное здание Московского государственного университета на Воробьёвых горах, гостиница «Украина», жилой дом на Кудринской площади, здание Министерства иностранных дел, административно-жилое здание возле «Красных ворот», гостиница «Ленинград» на площади трёх вокзалов. Дома должны были заменить разрушенные храмы, которые были ориентирами, привязкой к местности. И, конечно, подчеркнуть торжество советского строя, окружив так и не построенный Дворец советов. Некоторые из этих зданий помнят не только судьбы знаменитых обитателей, но и строителей-заключённых.

В хрущёвскую оттепель Москва получила новые станции метро в рабочих пригородах и МКАД (последнее на сегодня кольцо Москвы), решение квартирного вопроса с помощью примитивной блочной типовой застройки, которая тем не менее позволила расселить людей из бараков и подвалов. В брежневскую — Калининский проспект (ныне — Новый Арбат) с рядами башен и знаменитым зданием-книгой, с верхних этажей которого открывается удивительный вид на город, мост, реку и гостиницу «Украина».

После того, как в 1991 году СССР прекратил своё существование, Москва стала столицей России, а с 1993 года — городом федерального значения.

1 февраля 1995 года был принят закон о флаге и гербе города Москвы. Гимном Москвы стала песня «Моя Москва», текст которой написали Марк Лисянский и Сергей Агранян, а музыку — Исаак Дунаевский.

Современная Москва является не только крупнейшим мегаполисом мира, но и претендует на звание перспективного финансового центра. В последние годы столица показывает стабильный рост по объёму инвестиций в городскую экономику, особенно из-за рубежа, что говорит об интересе иностранных предпринимателей к ведению здесь бизнеса. Власти планомерно наводят порядок во всех сферах жизнедеятельности города.

1 июля 2012 года территория Москвы увеличилась более чем в 2 раза и составила 255 тыс. га. К границам старой Москвы присоединили два городских округа (Троицк и Щербинка) и 19 городских и сельских поселений из состава Ленинского, Наро-Фоминского и Подольского районов Московской области, которые вошли в состав Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО). При этом население города выросло на 233 тыс. человек. Таким образом, в черте города оказалось большое количество лесов и зелёных насаждений, которые в будущем планируется благоустроить и превратить в парки. На территории ТиНАО Москвы ведётся щадящая застройка, в первую очередь столичные власти намерены создавать в этих округах новые рабочие места. Расширение границ Москвы призвано дать новый импульс развитию города и превратить город в полицентричный, современный мегаполис.

Инфраструктура

Москва является крупнейшим транспортным узлом страны. Город находится в самом центре паутины железных дорог и федеральных автомагистралей. Внутри города развиты многие виды общественного транспорта, с 1935 года работает метрополитен.

Железнодорожная сеть в Москве представлена десятью основными направлениями с девятью вокзалами (с восьми вокзалов — Белорусский, Казанский, Курский, Киевский, Ленинградский, Павелецкий, Рижский, Ярославский осуществляется как пригородное, так и дальнее сообщение, один вокзал — Савёловский — обслуживает только пригородные перевозки), Московской окружной железной дорогой, несколькими соединительными ветвями и рядом ответвлений, в основном однопутных, относительно небольшой длины, основная часть из которых полностью находится в черте города.

Все железные дороги Москвы относятся к Московской железной дороге, кроме Ленинградского направления, относящегося к Октябрьской железной дороге, которая тоже входит в Московский железнодорожный узел, имеет при этом ССВ с некоторыми направлениями Московской железной дороги. При этом цены и правила оплаты проезда в пригородных электропоездах одинаковы на всех направлениях без исключения, согласно правилам Московской железной дороги.

В 1990-е — 2000-е годы ряд железнодорожных веток, обслуживавших промышленные предприятия, был закрыт в связи с выводом этих предприятий из города или серьёзным сокращением объёмов производства.

Общая протяжённость железных дорог в пределах города — 394,7 км. Пригородные поезда, связывающие вокзалы Москвы с населёнными пунктами Московской и близлежащих областей, играют существенную роль и во внутригородских перевозках.

На территории Москвы находятся международные аэропорты Внуково и Остафьево. Также жители и гости города пользуются услугами других международных аэропортов, расположенных на территории Московской области: Домодедово, Чкаловский, Шереметьево.

Добраться до аэропортов можно не только на автотранспорте, но и воспользовавшись экспрессами, отправляющимися с железнодорожных вокзалов: Киевского — до аэропорта Внуково, Белорусского — до аэропорта Шереметьево и Павелецкого — до аэропорта Домодедово.

В городе действовал аэровокзал, однако с начала XXI века он, фактически, утратил свое прямое назначение: его помещения были сданы арендаторам под торговые площади. По состоянию на 2009 год, в здании аэровокзала действуют лишь кассы по продаже железнодорожных и авиабилетов.

Москва является центром сети федеральных автомагистралей различных направлений, которые соединяют столицу с административными центрами субъектов Российской Федерации и городами сопредельных государств.

В самой Москве имеется развитая транспортная инфраструктура, содержащая в частности три транспортных кольца: Садовое, Третье транспортное и Московская кольцевая автомобильная дорога, планируется строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Подмосковье для разгрузки города от транзитного транспортного потока.

Начиная с 1990-х годов Москва столкнулась с острой транспортной проблемой. Правительство города предприняло ряд попыток разрешить проблему пробок путём дорожного строительства. Так, была реконструирована кольцевая автодорога, построено Третье транспортное кольцо, в 2008 году началось строительство Четвёртого кольца, но транспортная проблема остаётся неразрешённой. По мнению властей, решению транспортной проблемы способствуют и меры административного характера — в частности, вводимое с июля 2012 года значительное повышение штрафов за нарушение правил парковки.

Также остаётся нерешённой проблема парковок, которых хронически не хватает. Ранее были попытки введения платных парковок на городских улицах, однако 10 сентября 2008 года было принято решение, согласно которому автомобили можно парковать вдоль обочин бесплатно. Платными остались парковки на вокзалах, в аэропортах и в нескольких специально выделенных зонах городского центра. Надежды на решение проблемы парковок в жилых районах города возлагались на программу правительства Москвы «Народный гараж», однако уже многие годы эта программа «буксует». В 2012 году к проекту организации платных парковок решено было вернуться. Первые платные парковки, как ожидается, откроются 1 ноября 2012 года на улицах Петровка и Каретный Ряд, а с 1 января 2013 года парковка на многих улицах в пределах Бульварного кольца станет платной.

В 2009—2010 годах в городе насчитывалось 3 млн единиц личного автотранспорта, и количество личных автомобилей год от года растёт.

В Москве с советских времён действует разветвлённая сеть уличного общественного транспорта: маршрутов автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси, которые перевозят около 12 миллионов пассажиров ежедневно.

Общественный транспорт вынужден стоять в общих пробках, но на крупных магистралях создаются выделенные полосы. В июле 2009 года выделенная полоса открыта на Волоколамском шоссе, в 2011 году на Щёлковском шоссе, Ярославском шоссе, проспекте Андропова и Ленинградском проспекте, идёт подготовка по запуску на Севастопольском проспекте.

Не такое широкое распространение, как маршрутные такси, в городе получили официальные службы обычного такси; тем не менее, при необходимости поймать машину в городе не представляет большой сложности, так как у многих оживлённых мест в городе дежурят так называемые «частники».

С 1935 года в городе работает метрополитен, являющийся основным средством передвижения в пределах столицы. Московский метрополитен — один из лидеров по протяжённости и пассажиропотоку среди систем городского железнодорожного транспорта мира.

В среднем московское метро перевозит 6,544 млн пассажиров в день (по данным за 2011 год). Это четвёртая по годовому пассажиропотоку система метро в мире. Общая протяжённость линий Московского метрополитена — 312,9 км, бо́льшая часть пути и станций находится под землёй. Всего в московском метро 188 станций и 12 линий, включая линию лёгкого метро. Многие станции метро являются памятниками архитектуры.

С 2004 года работает монорельсовая дорога, эксплуатация которой ведётся силами ГУП «Московский метрополитен».

Благодаря системе каналов, построенных в составе Великих строек коммунизма, Москва с советских времён была известна как «порт пяти морей» — Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Чёрного (что, однако, некорректно, так как, используя исключительно внутренние водные пути, из Москвы можно попасть только в четыре моря из перечисленных — в Чёрное море кратчайший судоходный путь из Москвы пролегает через Азовское море). От Северного и Южного речных вокзалов ходят круизные теплоходы, соединяющие Москву с Санкт-Петербургом, Астраханью, Ростовом-на-Дону и другими городами России. Также осуществляются перевозки по Химкинскому водохранилищу, пригородным линиям. В период навигации на Москве-реке работают несколько маршрутов речного трамвая.

Грузовые причалы имеются в Северном, Западном и Южном речных портах. Грузовые речные перевозки по Москве-реке в основном обеспечивают доставку различных насыпных грузов строительного характера; в Южном порту имеется крупный контейнерный терминал.

 Источник: wikipedia.org

Экономика

Москва — крупнейший в общероссийском масштабе финансовый центр, международный деловой центр и центр управления большой частью экономики страны. Так, например, в Москве сосредоточено около половины банков из числа зарегистрированных в России. Кроме того, бо́льшая часть крупнейших компаний зарегистрированы и имеют центральные офисы именно в Москве, хотя их производство может быть расположено за тысячи километров от неё.

 Источник:  wikipedia.org

Добавить предприятие Заказать баннер
 
О компании Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×